Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Фантастический самиздат в Молодёжке

Автор: Харитонов Е.В.

Издание: Притяжение. — 2018. — № 59. — С. 53-60.

Евгений ХАРИТОНОВ,
литературный кинокритик, руководитель литературных проектов Российской государственной библиотеки для молодежи

В 1984 году, будучи в составе московского и, увы, недолго просуществовавшего КЛФ «Мистериум», я начал выпускать свой первый фэнзин — «В пыли звёзд». Точнее, мы выпускали коллективно, но главным редактором назначили меня. Первый номер был сугубо рукописный и состоял исключительно из творчества членов клуба; в следующие полтора года выпустили ещё два выпуска — уже машинописных. И на этом история фэнзина «В пыли звёзд» прекратилась, а к 1986 году в силу разных причин умер и КЛФ «Мистериум» и я вдруг переместился сначала в калужский КЛФ «КЭЦ», а потом в московский КЛФ МГУ. Но история, конечно, не об этом, а о фэнзинах.

Сам концепт рукодельного издания мне настолько полюбился, что, уже став активным участников отечественного фэндома, я не только продолжил это увлекательное дело, но и стал собирать издания коллег-фэнов — от журналов до одностраничных листочков. В какой-то момент, в самом начале 1990-х, мы с Сашей Диденко (на тот момент соредактор легендарной «Страж-Птицы») затеяли даже выпуск специального ньюслеттера «Фэнзинолог», посвященного исключительно обозрению, библиографированию и полемическому осмыслению явления «фантастический самиздат».

Долгое время коллекция и информация, оседавшая у меня, работали исключительно в критико-библиографическом поле, трансформируясь в статьи и библиографии. Но в 2014 году — после кончины журнала фантастики «Если» (с котором я был тесно связан 16 лет, из которых 12 — в штате) и последующего развала Российской книжной палаты (где я на какое-то время осел), я, неожиданно для самого себя, стал «господином библиотекарем», прописавшись в должности руководителя литературных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ).

А вместе со мной в библиотеку переехала и моя коллекция фантастического (к тому времени не только фантастического) самиздата. В 2015 году в РГБМ я организовал большую выставку «неофициальной», неподцензурной, прессы и машинописных книг «закрытых» литературных произведений, выпускавшихся любителями фантастики в 1960-1990-х годах. В качестве «научной опоры» экспозиции был выпущен библиографический справочник «Фантастический печатный самиздат 1966—2006». Это сильно расширенная версия справочника, который в 90-х крохотным тиражом выпустил известный липецкий критик, издатель и фэн Сергей Соболев. В скобках замечу: выпуск справочника в РГБМ оказался для меня неожиданностью, дорабатывал его спешно — к выставке, и часть информации просто выпала.

Выставка оказалась интересной молодому читателю, а справочник и сам вскоре стал библиографической редкостью. И в том же году была озвучена идея формирования в библиотеке фонда литературного самиздата на основе уже имеющейся коллекции автора этих строк. И наконец, в сентябре 2018 года в каталоге РГБМ появился новый раздел — «Самиздат», а в Зале художественной литературы открылась новая секция с тем же названием.

Самиздат в России имеет долгую историю и восходит к «Молению» Даниила Заточника и посланиям протопопа Аввакума. Ну, а «базис» литературного самиздата во многом оформили в начале XX века русские футуристы, и в первую очередь самый плодовитый «самиздатчик» Алексей Кручёных и поэт-авиатор Василий Каменский. Рукотворные книги и книжицы они по сути превратили в отдельный вид искусства.

Само же понятие/слово «самиздат» запустил в народ и в жизнь в 1952 году поэт Николай Глазков, который ставил на своих машинописных книгах вместо названия издательства — «Самсебяиздат». В конце 1950-х — начале 1960-х годов появились в СССР и первые литературные журналы — «Сфинкс», «Ересь», «Феникс» и др.

Конечно, мы не первые библиотечные «собиратели» самиздата. Существует внушительная коллекция политического самиздата в «историчке» (ГПИБ), на излёте Перестройки московский исследователь и библиограф Александр Суетное создал впечатляющий Архив печатного самиздата СССР, основу которого, впрочем, составляли опять же издания оппозиционного характера.

Предмет нашего интереса — самиздат литературный. При этом акцентировано «фантастический». И не просто так. Фантастическое сообщество, или Фэндом, имеет не только давнюю историю (с 1930-х годов), но и богатые традиции, в том числе в опыте издания неофициальной прессы. Более того, журнально-газетный самиздат, фэнзинная культура зародились как раз в Фэндоме. Причём, как это ни парадоксально, даже не в советском. Родина любительской (неофициальной), субкультурной прессы — США. На волне объединения американских любителей фантастики в Фэндом в 1930-е годы вызрела и своя журналистика — как способ обмена информацией, публикации произведений, формирования тенденций. Эти машинописные, а позжеротапринтные, журнальчики и получили название «фэнзины» (от Fan — любитель, фанат, и Magazine — журнал). На страницах этих самопальных изданий начинали (не только как авторы, но и как редакторы-издатели) многие классики фантастической литературы — от Рэя Брэдбери до Альфреда Ван Вогта. Некоторые фэнзины со временем перешли в ранг профессиональных изданий — например, самый влиятельный в мире западной фантастики критико-библиографический журнал Locus. Удивительно, но традиционная, то есть бумажная, фэнзинная культура сохранилась в Западной Европе и в США и сегодня, в эпоху «победившей цифры» (В России бумажный самиздат окончательно ушёл в Интернет ещё в первой половине нулевых). В нашей коллекции имеются фэнзины из Сербии, США, Швеции, Болгарии, Чехии.

Позже фэнзины получили широкое развитие в большинстве молодёжных субкультур — от рок-музыки до сообщества ролевиков и любителей боевых искусств.

В СССР первые фэнзины, посвященные фантастике, появились в середине 1960-х годов, став важной вехой в истории отечественной фантастической литературы 1960-1990-х. «Золотой» же век «фэнзиномании» приходится на 1980-е, что совпадает с расцветом общественно-политической неподцензурной прессы.

Причины возникновения любительской журналистики в США и в СССР, конечно же, разные. Появление в СССР фантастического самиздата (как и литературного в целом) — вынужденный ответ на тотальный дефицит книжной фантастики (и прежде всего, зарубежной), непреодолимость для большинства молодых авторов издательских барьеров, почти полное отсутствие исследований и библиографии фантастики. Наконец, с конца 1960-х годов в СССР начал формироваться свой мощный, многоликий Фэндом, нуждавшийся в обмене информации, в своей прессе. На страницах фэнзинов впервые были напечатаны произведения большинства звёзд отечественной фантастики 1980-2000-х. Феномен печатной фэнзинной культуры: при тиражах от нескольких экземпляров (стандартная закладка в печатную машинку) до нескольких десятков (если появлялся доступ к ксероксу или ротапринту), тексты, опубликованные в них, стремительно разлетались по всему Советскому союзу, а издатели фэнзинов становились если и не легендами Фэндома, то людьми определённо заметными в нём. И никакого тебе интернета!

Помимо произведений молодых или «непечатных» авторов фэнзины активно популяризировали зарождающееся фантастиковедение — критику, библиографию, литературоведение фантастики; публиковали не прошедшие сквозь цензуру тексты классиков и мэтров (Стругацкие, Михайлов), очень много печаталось переводов зарубежной фантастики.

Коллекция журнально-газетного и книжного «фантастического» самиздата РГБМ — первая и наиболее полная в России. В ней собрано более 500 единиц хранения — самопальные издания 1980-2000-х годов, разные по способу печати (от машинописи до принтера и офсета), тиражу (от 1 экземпляра до нескольких сотен) и формату/содержанию — от толстых литературно-художественных альманахов и взвешенных критико-библиографических журналов до библиографических листовок, от изданий ролевой и толкинистской субкультуры до «жёлтое прессы» Фэндома — юмористических фэнзинов, в которых отражался не столько литературный процесс, сколько процесс посещения фантастических конвентов со всеми вытекающими отсюда анекдотами из жизни писателей и фэнов (в нашей коллекции хранится почти полный комплект самого знаменитого, язвительного и очень смешного журнала «Страж-Птица», выходившего в Омске в 1980-1990-х гг.).

Всю коллекцию можно условно разделить на два основных блока:

1) неофициальная литературная периодика: самиздат журналы, газеты, альманахи, бюллетени, фэнзины. Помимо содержания (ведь на их страницах нередко начинали свой путь многие ныне широко известные писатели), эти издания представляют ценность ещё и в контексте визуальной культуры (оригинальность оформления, макета, формата). В нашем фонде хранятся издания на русском, украинском, английском, болгарском, чешском, сербском и шведском языках.

2) «самопальные» книги: машинописный, матричнопринтерный самиздат (так называемые «списки») «закрытого» и недоступного в СССР худлита. Эта коллекция существует только в оригинальном (неоцифрованном) виде. Она интересна, с одной стороны, как важный культурный факт эпохи, а с другой, в силу своей тиражной, материальной, а шире — историко-библиографической (какие произведения ходили в «списках») уникальности.

Как было сказано выше: «сердце» фонда — это фантастический самиздат (и я надеюсь, что это станет стартовой площадкой для другого проекта «на перспективу» — создания Музея Фантастики при РГБМ). И всё же хотелось бы создать репрезентативный фонд литературного самиздата вообще. Коллекция регулярно пополняется, в том числе и за счёт изданий, так сказать, общелитературного характера (поэзия, проза, литературный авангард, литературный андеграунд).

Мы принимаем самиздат в дар. Особенный интерес представляют издания, вышедшие в советское время. Коллекция, уверен, будет интересна как широкому кругу любителей истории литературного и книжного быта СССР и зарубежья, так и специалистам-книговедам.

На сегодняшний день (декабрь 2018 г.) почти полностью завершён этап оцифровки фонда и его каталогизации в библиотечной системе ОРАС. Уже сейчас любой желающий, зайдя в наш каталог, может получить не только библиографическое аннотирование описание имеющегося в фонде объекта самиздата, но и в большинстве случаев — ознакомится с PDF-версией того или иного фэнзина. А уникальные оригиналы можно подержать в руках уже сейчас — для этого достаточно прийти в Зал художественной литературы РГБМ. Кроме того, каждый объект хранения снабжаются QR-кодом — достаточно поднести к журналу смартфон, и PDF-версия фэнзина «переместится» в ваш телефон.

Давайте вместе создадим лучший в мире фонд фантастического самиздата. Понимаю, что держатели уникальных, редких изданий, не готовы с ними расстаться. Но PDF-копии оригиналов мы тоже принимаем. Эпоха фантастического самиздата во многом уникальна, хотелось бы её сохранить.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024