Вход в личный кабинет        RU  EN
Российская государственная библиотека для молодежи

+7 499 922-66-77

Часы работы Как записаться Виртуальный тур Карта сайта

Публикации сотрудников РГБМ

«Долой „Старбакс“! Идем в библиотеку!»: пример модернизации Российской государственной библиотеки для молодежи

Автор: Михнова И.Б.

Издание: Школьная библиотека. — 2015. — №8-9. — С.45-47.

Ирина Борисовна МИХНОВА,
член постоянного комитета секции детских и юношеских библиотек ИФЛА,
директор Российской государственной библиотеки для молодёжи,
вице-президент Российской библиотечной ассоциации

В начале 1990-х годов мы с Татьяной Дмитриевной Жуковой занялись внедрение идей маркетинга в деятельность библиотек. Понимая, что разница между публичными и школьными библиотеками великая, тем не менее, хочу поделиться своим опытом создания привлекательной библиотеки. Как сделать библиотеку привлекательной для молодежи? Ответ на этот вопрос мы искали долго и упорно и в нашей стране, и за рубежом. В результате мы создали у себя хорошую стандартную европейскую библиотеку. Сегодня каждый желающий может приехать к нам и почувствовать, что это значит.

Некоторые показатели работы Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ):

Мы обслуживаем молодежь от 14 до 30 лет. Площадь залов обслуживания — 900 кв.м.
Средняя посещаемость залов обслуживания в день — 650—800 чел. (пик — 1100 в сессии). До модернизации в день мы обслуживали около 40 человек.
Максимальная одномоментная посещаемость в залах обслуживания — 136 чел.
Число зарегистрированных пользователей — 29 тысяч.
Число мероприятий в месяц — 60—80.
Среднее число участников мероприятий — 25.
Эти показатели трудно подделать, поскольку у нас во всем ведется электронный счет.

Мы решили, что наша библиотека, во-первых, должна соответствовать ожиданиям, нуждам и потребностям молодежи; во-вторых, соответствовать образцам лучших библиотек, которые Интернет заложил в их головы; в-третьих, библиотека должна быть рекомендуема в первую очередь сверстниками, мнение которых молодые читатели благодаря соц. сетям примут быстрее, чем советы учителей или родителей; в-четвертых, библиотека должна находиться в системе их предпочтений и конкурировать с теми местами, где они привыкли проводить своё свободное время. Отсюда и название моего выступления: «Долой „Старбакс“1! Идем в библиотеку!». Это одна из реплик в соц. сети.

Познакомьтесь с базовым принципом работы РГБМ, который молодой человек интуитивно определил, гуляя по Сети:

«Это очень странное место... Там бродит довольно много людей, все молоды и несильно огрублены возрастом, они работают за компьютерами, ищут нужные книги, просто беседуют друг с другом, складывается такое впечатление, что их никто туда не загонял читать классику или другую сурьезную лит-ру... т.е. они пришли туда по своей воле! Это действительно странное место...».

«Пришли по своей воле» — это главное, чего мы у себя достигли. Вот и другие «выуженные» из соцсетей ассоциации, связанные у молодежи с библиотекой как с местом

где умнеешь,
где тебя понимают,
где встречаются и находятся друзья,
где можно быть самим собой,
где тебя покидают тревоги,
где безопасно,
где комфорт и уют,
где хочется поселиться,
«Посещение библиотеки — это стиль жизни»,
«Библиотека — это образ жизни».

Как мы, библиотекари, формулируем цель и смысл библиотечного обслуживания молодежи?

Главная цель — содействие позитивной самореализации молодежи, безболезненному вхождению и адаптации ее во «взрослом» мире.

Информационно-ресурсная и социализирующая, культурно-досуговая, коммуникативная функции библиотеки должны быть равнозначны.

Наш опыт подтверждает — чтобы в библиотеку пришла молодежь, она должна стать для нее «домом» знаний, гарантом свободного доступа к информации и права на обучение работе с информацией.

Реализация этой функции возможна при полной автоматизации библиотеки (упрощении процесса сдачи и выдачи книги, обеспечивающего читательскую самостоятельность). У нас взять книгу на дом можно как по пластиковым билетам, так и по социальным картам москвича. Электронный читательский билет размещен на мобильном устройстве нашего читателя. Бесплатный вай-фай, но с фильтрами, обеспечивает возможность работать со своими гаджетами в любом месте. В стадии тестирования находятся электронные читательские билеты с QR-ko-дом, по которому можно получить информацию о выданных книгах, о мероприятиях библиотеки, адресами наших отделений и др. В пределах одного зала можно читать, смотреть, слушать, музицировать... Молодежь привлекает, что в рамках одного зала можно работать с разными видами информации, размещенными на разных носителях. В библиотеке действует круглосуточная уличная станция книговозврата.

Мы должны обеспечить удобства в работе с ресурсами. Наш читатель может работать в одиночку и в группе, сидя, стоя, лежа, с библиотечными и собственными материалами. Как ему удобно! Мы хотим позволить работать нашим читателям на территории всей библиотеки. Это наша последняя разработка. Мы организовали «тихие уголки» для индивидуального просмотра и прослушивания библиотечных аудиовизуальных материалов, удобные места для индивидуальных и групповых занятий. Можно слушать книгу и вязать, можно поставить себе мобильный столик... У нас организовано пространство для лиц со специальными потребностями. Полный цикл.

Наша библиотека:

  • помощник в социальной и профессиональной адаптации,
  • место проведения интеллектуального досуга и общения,
  • место встречи виртуальных друзей,
  • среда для реализации способностей, талантов, общественных амбиций,
  • место, куда всегда хочется прийти — по любому поводу.

Библиотеки всегда занимались профориентацией, но это было на уровне тестов, анкет, встреч с людьми определённой профессии. Мы перешли на новый уровень: организуем мастер-классы, психологические тренинги, консультации психологов. Мы устраиваем в библиотеке встречи виртуальных друзей. Здесь безопасно. Мы проводим турниры настольных игр, организуем клубы по интересам (фотоблогеров, диджеев и т.д.). У нас создан и активно работает центр комиксов и визуальной культуры.

Мы реагируем на интерактивные и субкультурные предпочтения молодежи. Еще недавно казалось, что это невозможно. А сегодня нас за это ценят. Вот еще про нас из соц. сетей: «Прошла всего неделя с тех пор, как я нашла это место, но оно уже стало для меня раем на земле и принесло такое спокойствие, которого я уже не помню лет 5. Бесконечно счастлива и провожу там все свободные минутки, в будни, в выходные, всегда меня как магнитом туда тянет».

Библиотека учитывает интересы нецелевых групп пользователей. При этом мы учитываем, что молодежь — это молодые родители, которые заботятся о своих детях, а если они сами ходят в библиотеку добровольно, то начинают вместе с собой приводить детей, и в некоторой степени, как мы наблюдаем, библиотека молодежная начинает приобретать оттенки библиотеки семейного чтения на уровне 30—35-летних родителей. В настоящее время мы подготовили детскую комнату для приема дошкольников, приходящих с родителями-читателями и участниками клубов, но вскоре встанет вопрос о работе с более старшими детьми, потому что их ведут за собой родители. Это не ситуация детской библиотеки, когда родители сопровождают детей, а тут дети сопровождают взрослых.

Как создать библиотечное пространство, дружелюбное пользователю? Назову лишь две возможности:

  • к молодежи должна прийти молодежь...
  • на лицах библиотекарей должны навсегда поселиться улыбки.

Мы стараемся, чтобы с читателями работали молодые библиотекари, и все стараемся улыбаться.

Будете в Москве, приходите к нам в гости, думаю, не пожалеете.

Вверх

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специальный корпоративный вебинариум «Как создать и сделать успешной библиотеку для молодёжи» Новая образность. Русская литература и искусство в контексте тенденций визуальной культуры Авторский открытый онлайн-семинар «Современные технологии в современной библиотеке» Четвертый российский молодежный библиотечный конвент Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» Секция по библиотечному обслуживанию молодежи РБА в Facebook Молодежная секция РБА в Facebook Международная научно-методическая конференция «Формирование инновационного потенциала молодёжи и библиотека»
Мы в социальных сетях
Подписаться на рассылку
107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Телефон для справок: +7 499 922-66-77
Факс: +7 499 161-01-01
E-mail: info@rgub.ru
Оценка услуг
Филиал библиотеки — МИКЦ «Особняк В.Д. Носова»
107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Телефон для справок: +7 495 964-01-01
E-mail: mansion@rgub.ru
Яндекс.Метрика  
© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», 2004—17