Вход в личный кабинет        RU  EN
Российская государственная библиотека для молодежи

+7 499 922-66-77

Часы работы Как записаться Виртуальный тур Карта сайта

Публикации сотрудников РГБМ

Комикс в России

Автор: Кунин А.И.

Издание: Библиография. — 2013. — №4. — С.45-55.

Александр КУНИН,
руководитель Центра комиксов и визуальной культуры Российской государственной библиотеки для молодежи

Осенью 2010 г. в структуре Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) организован Центр комиксов и визуальной культуры.

Идея его создания возникла после тщательного анализа ситуации на рынке изданий художественной литературы, популярной у молодежи. В 2005—2010 гг. интерес читателей к рисованным историям вырос настолько, что некоторые крупные издательства (например, «Эксмо» и «АСТ») включили комиксы в издательские планы. Возникли мелкие фирмы, специализировавшиеся на выпуске графической прозы. К 2010 г. на отечественном книжном рынке присутствовало более 400 наименований различных видов комиксов и манга1. Но этот массив изданий не подвергался особому анализу и не учитывался в работе библиотек.

Российская государственная библиотека для молодежи стала пионером в этом направлении. В рамках Центра комиксов и визуальной культуры было решено не только сформировать фонд рисованных историй (комиксы, манга и т. п.), но и разработать методики и рекомендации для библиотек по работе с подобными изданиями. Но прежде всего мы хотели понять, кто они — авторы и читатели рисованных историй, чем обусловлен их интерес к графической прозе и какую роль она играет в процессе формирования культуры чтения молодёжи. Опираясь на собранную и постоянно пополняемую коллекцию книг, а также на анализ читательской аудитории, некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

За три года существования Центра было собрано более двух тысяч наименований изданий, представленных на русском, французском, английском, японском, немецком, испанском и других языках. Установлены контакты практически со всеми отечественными профильными изданиями, организовано более 25 выставочных проектов и свыше 20 региональных мероприятий, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Рязани, Белгороде, Красноярске, Великом Новгороде. За эти годы состоялось более 40 разноплановых встреч с авторами и издателями рисованных историй, организованы читательские клубы по интересам, подготовлено и опубликовано два сборника с материалами по истории и теории культуры рисованных историй2. Работа Центра представлена на сайте http://izotext.rgub.ru, в режиме online ведётся работа с читателями посредством социальных сетей и блогов.

Попытаемся проанализировать специфику читательской аудитории рисованных историй, а также осветить историю формирования этого сегмента книжного рынка в нашей стране.

Читателей комиксов в России можно разделить на три группы: поклонники азиатской манга и манхвы3, фанаты американских комиксов и графических новелл, приверженцы европейской традиции рисованных историй.

Поклонники азиатской манга и манхвы сегодня самая многочисленная группа. Представители этой субкультуры во всём мире называют себя «отаку», что в переводе с японского означает «увлекающийся чем-либо».

Интерес к японской манга у отечественного читателя вполне логично согласуется с процессами в мировой поп-культуре. Если на европейский и американский книжные рынки манга начала проникать в 1980-е гг., то в России поклонники манга стали появляться в начале 1990-х гг. Первыми читателями азиатских рисованных историй были молодые люди из семей интеллигентов, дипломатов, имевших возможность выезжать за границу.

Следующий этап интереса к японским графическим историям начался во второй половине 1990-х гг., когда в Россию пришёл Интернет. Появилось движение сканлейтеров. Они сканировали страницы зарубежных комиксов и манга, переводили их на русский язык и размещали в открытом доступе на веб-сайтах. Безусловно, такая работа требовала не только огромной увлечённости, но и навыков в работе с профессиональными компьютерными программами для обработки изображений. По этой причине первые российские читатели азиатских рисованных историй, старшеклассники и студенты, предъявляли специфические требования к тем работам, которые выбирались для сканлейтинга, поддерживали определённый художественный и эстетический уровень сканлейта.

Однако манга не представляла первостепенного интереса для движения отаку в России. В основном ребята увлекались анимэ (японские мультфильмы, созданные, как правило, на основе манга), а также прочими элементами японской культуры.

Ключевое явление в мире российских отаку — анимэ-фестивали. Начиная с 2000-х гг. они регулярно проводятся по всей стране. Сегодня в России ежемесячно проходит несколько мини-фестивалей и анимэ-вечеринок. Крупнейшее подобное событие — Всероссийский фестиваль японской анимации (http://vrnfest.ru), который проводится с 2000 г. в Воронеже. На этих мероприятиях организуются просмотры анимэ, показы костюмов, созданных на основе персонажей (дефиле-шоу), разыгрываются сценки (косплей) по сюжетам популярных анимэ и манга, любительские музыкальные коллективы исполняют музыку и песни из фильмов.

Российские книгоиздатели не сразу обратили внимание на эту новую читательскую аудиторию. Лишь в 2005 г. при «АСТ» возникает издательство «Сакура-Пресс» (http://sakura-press.ru), специализирующееся на выпуске манга, в 2006 г. в Екатеринбурге возникает «Фабрика комиксов» (http://comics-factory.ru). В 2008 г. — санкт-петербургский «Комикс-Арт» (http://www.comix-art.ru), «Истари Комикс» (http://istaricomics.com) и «Палма Пресс» (http://palma-press.ru) в Москве. Позже манга «проникла» в издательские планы «Эксмо», «АСТ», «Росмен», «Азбука», «Додэка-XXI» и др. Однако момент был упущен. Издательская продукция не нашла ожидаемого отклика аудитории, привыкшей к чтению рисованных историй в Интернете. А борьба с интернет-пиратством, к которому относится и сканлейт, не привела к успеху. Чаще всего отаку не устраивал каталог наименований манга, предлагаемый российскими издателями. Курьёзные ситуации возникали и с форматом издания. Дело в том, что японская манга читается справа налево. И поклонники этого жанра уже привыкли читать книги «с конца». Кроме того, отзеркаливание страниц и перекомпоновка книги под европейскую традицию (чтение слева направо) нередко нарушают структуру разворота.

Тем не менее, за 2009—2013 гг. российские издатели манга и манхвы проделали большую работу по интеграции в среду отечественных отаку. Сегодня хорошо изданные книги графических историй можно обнаружить на любом анимэ-фестивале, во всех анимэ-магазинах и во многих традиционных книжных магазинах. Издатели нередко привлекают к сотрудничеству и вчерашних пиратов-сканлейтеров. Посредством социальных сетей и интернет-форумов осуществляется ежедневный мониторинг читательских интересов.

Правда, с позиции жанрового разнообразия, мир русскоязычных манга и манхвы остаётся весьма скудным. Несмотря на то, что существует огромное количество направлений японского комикса, ориентированных на самую разную аудиторию по возрастным, гендерным, социальным признакам, в России почему-то в основном выпускается манга, адресованная девочкам-подросткам (сёдзё-манга).

Теперь обратимся к традиционному комиксу американского образца. Если азиатские рисованные истории развивались самостоятельно, без особой медийной поддержки, то американские комиксы практически неотделимы в сознании обывателя от современной массовой культуры.

Американская культура графических рассказов весьма многообразна, она не ограничивается, как думают многие, подростковыми историями про супергероев. Наряду с развлекательными комиксами существует большой пласт серьёзной, интеллектуальной графической прозы, а также мир некоммерческого, андеграундного комикса, который принято обозначать словом comix в отличие от привычного comics. «Секс, наркотики, ложь, страдания» — основные темы андеграундного комикса. Вместо американской мечты comix предлагает читателям американскую реальность, став, по сути, неполиткорректным хроникёром жизни большого города. Герои этих историй не ряженые супермены, а самые обычные люди с реальными проблемами. Сначала чувствительного читателя, конечно, могут испугать свойственные этому направлению гротескные персонажи, гипердинамичность сюжета, запретные темы и символы. В каком-то смысле именно из комикс-андеграунда вышло самое яркое явление в американской культуре рисованных историй — графический роман4.

Обычно комиксы выглядят как журнальные издания, тогда как графический роман (англ. graphic novel) — объёмное произведение в виде романа5. Этот термин появился в 1964 г. с лёгкой руки одной из ключевых фигур в истории западного комикса — сценариста, художника, исследователя и издателя Уилла Айснера (Will Eisner), чьим именем названа главная награда в комикс-мире — Айснеровская премия. Ему же принадлежит один из первых графических романов — «Контракт с Богом»6.

Западный комикс стал проникать в отечественное культурное пространство ещё в советские годы — в основном благодаря кинопрокату. 1 января 1980 г. в СССР состоялась премьера фильма «Супермен» (режиссёр Ричард Доннер). А в начале 1990-х гг. американские комиксы (уже в бумажном варианте) буквально наводнили нашу страну. Если не считать потока пиратской продукции, то основными публикаторами рисованных историй в те годы были издательства «Махаон» и «Эгмонт-Пресс». В основном они выпускали диснеевские комиксы по сюжетам известных анимационных лент и мультсериалов.

Российское отделение транснационального гиганта «Эгмонт» изначально ориентировалось на младший и средний школьный возраст. Они запустили такие известные сериалы, как «Том и Джерри», «Микки Маус», «Шрек и его друзья», а также мегапопулярный цикл «W.I.T.C.H. Чародейки». Тиражи этих изданий и сегодня достигают 100 тыс. экземпляров.

Телевидение и кинопрокат способствовали популяризации культуры комикса в России. Более того, российские издатели стремились ориентироваться на киноиндустрию при формировании ассортиментной политики. Работа велась одновременно по двум направлениям: журнальному и книжному, поскольку это два разных рынка.

Издательский дом «Комикс ЛТД» с 2001 т. представлял на отечественном журнальном рынке продукцию американского издательства «Marvel» (http://marvel.com). С успехом стартовали на нашем рынке культовые серии «Марвел: команда», «Люди-Х», «Человек-паук» и др. С 2002 г. издательство в сотрудничестве с «Бонго Интертеймент» (http://www.bongocomics.com) запустило серию «Симпсоны» по мотивам популярного мультсериала. В среднем тиражи журналов составляли 400—500 тыс. экземпляров.

«Комикс ЛТД» ориентировалось на детей в возрасте 8—12 лет. Поэтому адаптированный перевод комиксов на русский язык осуществлялся с учётом этой аудитории, хотя в США целевая аудитория «Людей-Х» или «Приключений Человека-паука» — подростки 12—16 лет, а «Симпсоны» ориентированы, в основном, на взрослую аудиторию, способную понять многоуровневую социальную и политическую сатиру, которой изобилуют сюжеты комикса.

В 2001 г. свою линейку комикс-журналов запустило ЗАО «Ровесник». В сотрудничестве с «DC Comics» (http://www.dccomics.com) они вывели на отечественный рынок такие сериалы, как «GEN—13», «Багз Банни и его друзья», «Приключения Скуби-Ду». Тиражи первых выпусков были примерно 30 тыс. экземпляров. «Ровесник» — опытный «игрок» на книжно-журнальном рынке, поэтому свою целевую аудиторию редакция знает прекрасно. На продукции этих издательств выросло нынешнее поколение фанатов американского комикса в России.

В 2003—2005 гг. санкт-петербургское издательство «Прайм-Еврознак» в сотрудничестве с «Олма-пресс» выпускало такие популярные комикс-серии, как «Терминатор», «Чужие», «Шрек», «Хеллбой», «Женщина-кошка», «Маска», «Спецназ «ФемФорс», «Чудо-женщина», «Бэтмен», «Уоллес и Громит». Средний тираж выпусков — 5 тыс. экземпляров.

По словам представителя издательства «Прайм-Еврознак»7, при формировании репертуара они руководствовались, с одной стороны, наличием в России большого фанатского движения («Звездные войны», «Бэтмен»), а с другой — медийной поддержкой в виде киноблокбастеров («Чужие», «Терминатор» и т. п.). Но маркетинг у этого издательского проекта оказался провальный. Благодаря Интернету читатель успел познакомиться со сканами оригинальных изданий и требовал от издателя грамотного и аккуратного подхода к качеству полиграфического исполнения и перевода. Но эти требования издательство проигнорировало и в результате довольно быстро ушло с комикс-рынка.

Пример успешного опыта — санкт-петербургское издательство «Амфора», взявшее курс на издание «взрослых» графических романов в жанре антиутопии, социальной фантастики. Благодаря «Амфоре» российский читатель смог познакомиться с шедеврами американского и британского интеллектуального комикса, вышедшими в серии «Графический роман»: «Город грехов» Фрэнка Миллера (2005), «Хранители» (2009) и «V значит вендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда (2007).

Параллельно сформировалась гигантская сеть интернет-магазинов, предлагающих оригинальные издания зарубежных комиксов и графических романов. В условиях жёсткой конкуренции с тематическими интернет-ресурсами и сетевыми магазинами российским издателям придётся уделить больше внимания качеству выпускаемой продукции — не только полиграфическому исполнению, но и переводу. Пока же небольшие издательства, выпускающие американские рисованные истории, в этом сегменте книжного рынка оказываются успешнее гигантов.

Круг поклонников европейского комикса существенно меньше. Основная аудитория — молодые интеллектуалы 25—30 лет и более старшая группа читателей.

Работы европейских мастеров на отечественный рынок пришли лишь в начале 2000-х гг. Продвигать на рынке эту продукцию оказалось труднее, поскольку европейская комиксная традиция отрицает журнальную сериальность и ориентируется на высококачественную цветную печать, альбомный формат и хороший переплёт. Иначе говоря, удовольствие не из дешёвых.

В 2002—2003 гг. в России возникло несколько небольших издательств, взявших на себя смелость печатать комикс-альбомы европейских и российских авторов. Наиболее успешным оказался издатель Е. Е. Нитусов, успевший выпустить ряд шикарно оформленных комикс-книг — переводы французских изданий «Золотого города» Даниеля Пекера, «Торгала» и «Питера Пена» Режи Луазеля, а также осуществить три отечественных проекта: «Сайт-о-Полис» К. Комардина и А. Аносовой, «Тайна белой волчицы» Е. Щербинской и С. Гавриш, «Лешики» С. Курченко и О. Козловской.

В 2007 г. омское издательство «Грин Кэт» выпустило первые тома четырёх серий комиксов итальянского издательства Sergio Воnеlli Editore: научная фантастика «Мартин Мистерии», вестерн «Текс», детектив в жанре хоррор «Дилан Дог» и приключенческий роман «Мистер Но». Но черно-белые комиксы, изданные в скромных обложках и на дешёвой бумаге, не завоевали успеха у читателей.

С 2007 г. работы европейских комикс-мейкеров публикует санкт-петербургское издательство «Комильфо». Имея за плечами опыт издания современной молодой поэзии и прозы, издательство ориентировалось на конкретную аудиторию. Комикс-направление в репертуаре издательства началось с публикации стрипов — коротких карикатурных историй в один-три кадра — популярного немецкого автора Йоши Зауера «Нерождество» (2007). К 2013 г. «Комильфо» выпустило более десятка рисованных историй немецких, аргентинских, французских авторов, а также произведения российских комиксмейкеров.

В 2008 г. в Санкт-Петербурге под эгидой фестиваля рисованных историй «Бумфест» образуется издательство «Бумкнига». Репертуарная политика ориентирована на авторские, альтернативные рисованные истории, имеющие культурное и историческое значение. В числе наиболее заметных проектов «Бумкниги» — антология финского комикса «Сарьякува» (2009), графическое повествование Давида Б. «Священная болезнь» (2011), раскрывающее драматическую историю больного эпилепсией (опубликовано в 2011 г.); «Персеполис» Маржан Сатрапии (2013 г.) — рисованная биография иранской девушки на фоне социальных и политических событий второй половины XX в. на Ближнем Востоке и в Европе.

На выпуск дорогих рисованных книг для кидалт-аудитории8 ориентировано созданное в 2010 г. московское издательство «Зангавар». Его проекты подкупают оригинальностью. Например, оно выпустило классику раннего американского комикса — серию Винзора МакКея «Малыш Немо в Сонной стране» (2010). Первый том продавался по цене более 3 тыс. руб., но ценители нашлись. Причина успеха — отличное полиграфическое качество и нестандартный формат (издатель сохранил оригинальный размер полос, 405x530 мм газеты «The New York Herald, где впервые публиковался комикс в 1900-х гг.). Ещё более успешной оказалось полное собрание комиксов о муми-троллях финского автора Туве Янссон.

Время от времени рисованные истории оказываются и в ассортименте универсальных издательств — как правило, благодаря усилиям отдельных кураторов, переводчиков или исследователей, которым удавалось организовать книжный проект.

Российский комикс в его классическом виде стал складываться в конце 1980-х гг. Осенью 1988 г. при газете «Вечерняя Москва» была организована комикс-студия «КОМ». Каждый четверг в газете публиковались работы студийцев, а на встречах обсуждались комиксы, изучались раритетные издания, планировались новые проекты. Участники студии — как профессиональные авторы, сотрудники газеты, так и увлекающиеся комиксами художники. Студия инициировала издание нескольких комикс-сборников, активно участвовала в создании комиксов на историко-патриотическую тему. Подобные объединения возникали и в других регионах.

В Уфе в 1991—1995 гг. выходил первый в России журнал комиксов «Муха» одноимённой комикс-студии (было выпущено 19 номеров).

В Екатеринбурге в 1990 г. образовалось объединение ветеранов афганской войны 1979-1989 гг. «Велес-Ва». В 1991—1998 гг. они выпускали журнал «Велес» с патриотическими комиксами на тему афганской войны, славянской мифологии, истории России.

В 1999—2003 гг. в Москве издавался лучший отечественный комикс-сериал «Великолепные приключения» (вышло 26 выпусков), в создании которого, инициированного детским психологом Д. Смирновым, участвовали многие ведущие российские комиксмейкеры.

Московская студия «Bigant Comics» в 2001—2003 гг. подготовила несколько выпусков юмористического фантастического сериала «Z Index».

В 2000-х гг. на территории России стартовали два крупных фестиваля комиксов — «КомМиссия» в Москве (с 2001 г.) и «Бумфест» в Санкт-Петербурге (с 2007 г.). Оба фестиваля занимают заметное место в книжной и художественной жизни страны.

И всё же, несмотря на обилие интересных работ, российские авторы (в сравнении с зарубежными коллегами) до сих пор обделены чётко очерченным кругом поклонников. Дело в том, что мир российского комикса сегодня — это весьма своеобразное экспериментальное пространство, где происходит синтез различных школ и направлений. Одни рисуют в стиле манга, другие подражают американской супергеройской манере, третьи ориентированы на серьёзную проблематику «европейской закваски». У отечественного комикса ещё нет яркого вектора, особенностей, которые позволили бы выделить его и противопоставить иностранной продукции.

Однако сегодня в нашей стране уже сложились как минимум три поколения читателей и авторов рисованных историй. Изменилось и отношение к этому направлению. Для современной молодёжи рисованные истории — это ещё один увлекательный способ получения информации, средство организации досуга, возможность художественного осмысления действительности. Есть надежда, что со временем в России выработается своя выразительная культура графических рассказов и романов, которая станет достойной альтернативой зарубежному комиксу.

Благодаря развитию Интернета деятельность современных издателей комиксов и манга легко отследить. Они регулярно выкладывают на сайтах релизы новых книг.

Основываясь на наблюдениях, в том числе представленных в настоящей статье, можно утверждать, что отечественная культура чтения рисованных историй активно начала формироваться с 1994—1995 гг., но настоящий бум пришёлся на начало 2000-х гг. С этого времени к рассматриваемому типу повествования читатель стал относиться уже как к самодостаточному явлению, имеющему собственную художественную ценность. Но это не означает, что до 2000-х гг. комиксы в России не выпускались. Издания, вышедшие до 2000 г., скорее имели характер издательского эксперимента, ориентированного на такие свойства рисованной истории, как упрощение смыслов, доходчивость, наглядность, карикатурность.

Центр комиксов и визуальной культуры РГБМ занимается поиском информации об этих изданиях, по возможности приобретает оригинальные экземпляры. В прилагаемом к статье списке мы попытались представить результат этих поисков.

Комиксы на русском языке 1923—2001 гг.

1. Мазерель Ф. Политические рисунки / вступ. ст. А. Н. Горлина. — М. : Госиздат, 1923. — 104 с.
Франс Мазерель (Frans Masereel) — бельгийский художник, представитель левого экспрессионизма, мастер больших графических циклов. В годы Первой мировой войны сблизился в Женеве с Роменом Ролланом, присоединившись к группе писателей-антимилитаристов. Помещал свои рисунки в журнале «La Feuille» и других изданиях левого толка, выработав свой графический язык, основанный на сильных чёрно-белых контрастах и столь же броской и риторичной чёрно-белой символике социального добра и зла. Единственное отдельное издание рисунков на русском языке.

2. Чжан Цзай-сюе. Удивительное путешествие / ху-дож. Лю Цзи-ю. — Пекин : Изд-во лит. на иностр. яз., 1957. — 66 с.
Комикс по рассказу Янь Вэнь-цзина про уменьшившихся до размеров насекомых детей, их приключения в мире малых величин. На каждой странице цветная в формат листа иллюстрация и небольшой текст.

3. Антоновский Б. Избранные рисунки. — М. : Крокодил, 1961. — 48 с. — (Мастера советской карикатуры).
Борис Иванович Антоновский (1892—1934) — карикатурист, комиксмейкер, мультипликатор. В книгу вошли сюжеты из его «комикс-сериала» про Евлампия Надькина — простофилю, то и дело попадавшего в дурацкие ситуации, но всегда остававшегося при своей выгоде!

4. Коломиец А. С. Манга : сб. рисунков Хокусая. — М. : Наука, 1967. — 136 с.
Монография посвящена альбому рисунков великого японского художника Хокусая. Собраны самые разнообразные зарисовки: пейзажи, жанровые, исторические и мифологические сцены, портреты, карикатуры, изображения архитектурных и технических сооружений. В приложении публикуются предисловия к 15 выпускам этого знаменитого сборника. 32 чёрно-белые репродукции.

5. Гернет Н. Умная Маша / рис. Б. Малаховского. — Л. : Дет. лит., 1969. — 16 с.

6. Карлов Г. Приключения Тяфа. — Харьков : Полиграфист, 1969. — 24 с.

7. Повесть о шляпной картонке. Человек в проулке. Шведская спичка : комикс-детектив / худож. М. Лисогорский, Н. Смирнов, Л. Хачатрян. — М. : Панорама, 1974. — 128 с.

8. Зайдлер Б., Росински Г. Комиксы. О Вавельском драконе и принцессе Ванде. — Варшава : Спорт и туристика, 1975.

9. Зайдлер Б. О короле Попеле и мышах: комиксы по истории Польши / пер. с пол.; граф. оформ. Г. Росиньски. — Варшава : Спорт и туристика, 1977. — 32 с.

10. Сладков Н. Недолго думая, или Дела и заботы Жалейкина / худож. Г. Ясинский. — М.: Дет. лит., 1978. — 20 с.

11. Зайдлер Б. О Пясте Колеснике : комиксы по истории Польши / пер. с пол. : граф. оформ. Г. Росиньски. — Варшава : Спорт и туристика, 1979. — 32 с.

12. Тайна третьей планеты / сценарист Кир Булычев ; худож. Н. Орлова; предисл. В. Ревича. — М. : Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1983. — 19 с.

13. Сутеев В. Забавные истории. — М. : Дет. лит., 1984.

14. Хайт А. Ребята, давайте жить дружно : приключения кота Леопольда : фильм-сказка / худож. А. И. Резников, В. М. Назарук. — М. : Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1985. — 16 с.
Книжка-комикс по серии мультфильмов «Кот Леопольд и мыши», «Митя и Мотя на тропе войны».

15. Угаров В. На задней парте / худож. Кошкина. — Л.; М.: Союз кинематографистов СССР, 1986. — 18 с. — (Фильм-сказка).
Комикс по мотивам одноимённой серии мультфильмов про двоечника Борю Лейкина и отличницу Олю Знайкину.

16. Похищение чародея : кн. для чтения со словарём на англ., исп., нем., фр. яз. / сценарист Кир Булычев ; худож. А. Васильев. — М. : Рус. яз., 1987. — 125 с.
В книгу включены две комикс-адаптации повестей Кира Булычева — «Похищение чародея» и «Выбор».

17. Хасэгава X. Мир компьютеров в вопросах и ответах: в 2 кн. / пер. с яп. Ю. Н. Чернышев. — М.: Мир, 1988.
Иллюстрированная книга японского специалиста рассказывает детям о компьютерах, рассмотрены принципы построения и работы аппаратных и программных средств ЭВМ, а также компьютерных сетей и т.п. Материал изложен в форме комиксов.

17а. Комиксы. — М. : Гамаюн, 1989. — 32 с.
В сборник вошли переводные комиксы из журнала «Пиф».

18. Тер-Авакян С, Ким В. Космический детектив : комикс. — Ташкент : Узбекистан, 1989.

19. Похищение принцессы : комикс-альбом / пер. с пол. — М. : Пол.-совет, изд.-полигр. о-во «Орбита», 1989.

20. Фан-Фан Тюльпан, маленькая прогулка в тюрьму. — Калуга: Гамаюн, 1989. — 32 с.

21. 1825 год: Заговор. Рисованная книга / сценарист Е. Добровольская ; худож. Г. В. Алексеев. — М. : Прогресс 1990. —160 с.

21а. Батт С, Левин О., Шаров Г. Зайди ко мне маркиз... — Псков : Псков, отд. Всерос. фонда культуры, 1990. — 18 с.

22. Вова : сб. комиксов. — Новосибирск: Совет. Сибирь, 1990.
Сборник подготовлен новосибирской студией «Тема» при поддержке новосибирской организации Союза театральных деятелей РСФСР.

23. Калейдоскоп: сб. комиксов комикс-студии «КОМ». — М.: Интербук, 1990.

24. КОМпания : сб. комиксов комикс-студии «КОМ» / И. Воронин, Ю. Жигунов, А. Иорш и др. — М. : ПТО АВЭКС; Интер-арт, 1990

25. КОМПозиция: сб. комиксов комикс-студии «КОМ» / А. Акишин, М. Заславский, А. Иорш и др. — М. : Интербук, 1990. — 48 с.

26. Миф : сб. комиксов комикс-студии «КОМ». — Одесса: Моряк, 1990.

27. Некрополис: сб. комиксов комикс-студии «КОМ» / А. Акишин, А. Белов, И. Воронин и др. — М. : Изд-во МГУ, 1990. — 60 с.

28. Прорыв : сб. комиксов комикс-студии «КОМ» / A. Акишин, Ю. Жигунов, М. Заславский и др. ; ред. С. Капранов. — М. : Интербук, 1990.

29. Саков В. Приключения капитана Донки : книга-комикс : в 2 кн. — Новосибирск : Совет. Сибирь, 1990.

30. Тарзан / А. Коршакевич. — Минск, 1990.
Комикс-адаптация одноимённого романа Эдгара Берроуза.

31. Трудно быть богом : комикс / сценарист и худож. Д. Спивак. — М. : Пресс-о-ФиС, 1990.
В книжку вошли комикс-адаптации повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» и рассказа Бориса Виана «Волк».

32. Ян Каледин. Белая ночь : пер. с фр. — М.: Ключ, 1990. — 48 с.

33. Ангар-2 : сб. комиксов комикс-студии «КОМ» / ред. B. Шибаев; А. Акишин, М. Воцаев, К. Яворский — М.: Интербук, 1991. — 64 с.

34. Аудариня А., Путниньш М. Откуда берутся дети? : руководство в комиксах. — Б. м., 1991. — 17 с.

34а. Грозовые облака / худож. Р. Н. Скляр. — Минск : Юнацтва, 1991.

35. Жизнь Иисуса Христа и история первой церкви : кн. комиксов / пер. с англ. — Wheaton, USA : Slavic Gospel Assoc. and David C. Cook Publ., 1991.

35a. Муха : журн. комиксов. — Уфа : Студия «Муха», 1991—1995.

36. Тер-Авакян С., Ким В. Безумство метаморфозы : комикс ужасов. — Ташкент : РИО АП ТПК, 1991.

37. О свете в цвете. Оптика. Вып. 1. Отражение / рассказал Л. Генденштейн, нарисовал Л. Сторожук. — М. : Мир, 1991. — 48 с.
Книга является первым выпуском серии учебных комиксов по оптике. Созданная в содружестве физика и художника, она представляет собой новый вид учебных материалов, в котором удачно соединяются преимущества логического подхода и образного мышления.

38. Офеня. Вып. 1 / И. Воронин, Ю. Жигунов и др. ; ред. С. Капранов. — М. : Фотофильм, 1991.

39. Происхождение семьи, частной собственности и государства : рисов, кн. (комикс) / сценаристы А. Орлов, А. Федулов ; рис. Н. Соколовой. — М. : Прогресс, 1991. — 112 с.

39а. Сборник комиксов. — Екатеринбург : Велес-ВА, 1991—1992. — № 1-3.

40. Семь моих «я» : комикс-фотоколлаж / сценарист Е. Добровольская ; худож. С. Капранов. — М.: Прогресс, 1991. — 96 с.

41. Штука-дрюка : сб. комиксов комикс-студии «КОМ» / A. Капнинский, С. Капранов, И. Колгарёвидр.; ред. С. Капранов. — М. : Фотофильм, 1991.

42. Агафонов В. Былинная Русь. О славном и могучем богатыре русском Илье Муромце : книга-комикс. — М.: Панорама, 1992. — 48 с.

43. Азбука в комиксах / сценарий Г. Ананов ; худож. B. Свиридов. — М. : Фотофильм, 1992. — 35 с.

44. Библейские сказания в рисунках. Кн. 1. Сотворение мира. Адам и Ева. Каин и Авель. Потоп. Вавилонская башня. — М. : Панорама, 1992. — 96 с.

44а. Велес: журнал комиксов. — Екатеринбург : Велес-ВА, 1992—1995. — № 1-7.

45. Вышинский И., Караджаев Б. Петр Великий : рис. кн. (кошке). — М. ; Пермь : Прогресс — Урал-Пресс, 1992. — 96 с. — (Века и люди).

46. Генденштейн Л., Курдюмов М., Вишневский Е. Открываем законы физики. Механика. — М.: Мир, 1992. — 265 с.
Книга выполнена в жанре комиксов и представляет собой необычное по содержанию и форме введение в механику.

47. История человечества в картинках. Пещерный человек : пер. с фр. — Харьков : Око, 1992. —72 с.

48. Колгарев И. Война со снеговиками. — М. : Театр, 1992. — 48с.

49. Кортеджиани К. Пиф и Геркулес: волшебный шкаф. — М. : Междунар. кн., 1992. — 45 с.

49а. Мистер Холмс и его 60 расследований. Вып. 1 / илл., оформ., пересказ Л. Козлова. — М. : Орбита, 1992. — 64 с.

50. Олегов щит. Куликовская битва. Чуден град / Н. Смирнов, А. Медведев, О. Юдин, Г. Филатов. — М. : Панорама, 1992. — (Из истории Отечества).

51. Офеня. Вып. 2 /А. Акишин, А. Егоров, Ю. Жигунов и др. — М.: Фотофильм, 1992.
Детский сборник сказок в комиксах комикс-студии «КОМ».

52. Приключения Алисы, девочки из будущего : комикс по мотивам повести Кира Булычева / А. и И. Мухины, А. Разуваев. — М. : Крон-Пресс, 1992. — 49 с.

53. Приключения колобков. Кн. 1, ч. 1-2 / сценаристы В. Саков, Я. Вилельяфрейжас; худож. Ю. Якунин; шрифт М. Колобов. — М. : Дело, 1992. — 96 с.

54. Реаниматор: сб. комиксов комикс-студии «КОМ» / И. Воронин, А. Межевич, A. Акишин ; сост. С. Капранов. — М.: Фотофильм, 1992.

55. Русские сказки А. Н. Афанасьева : комиксы / худож. К. Яворский, И. Хоменко, С. Смолякова, В. Поверенов, B. Крекнин. — М.; Н. Новгород : Комикс, 1992. — 56 с.

55а. Фантом : журн. комиксов. — М. : Семиф, 1992—1993. — № 1-3.

55б. Юмор-Комикс : сб. — Екатеринбург: Велес-ВА, 1992

56. Янник. Остров тысячи проделок : комиксы. — М. : Междунар. кн., 1992.

57. Затерянный мир : кн. комиксов по роману А. Конан-Дойля / худож. Р. Сулейманов ; колорист В. Мухаметзянов ; сценарист О. Халимов. — Уфа : Башкортостан, 1993.

58. Иванов С. Падал прошлогодний снег / рис. Моттиса. — М. :Век, 1993. — 12 с.

59. История рока в комиксах / С. Датфой, М. Седлер, Д. Феран, С. Берне. — Смоленск: Ток, [1993]. — 88 с.

60. Кешка : кн. комиксов / А. Снегирёв (графика), Н. Снегирёва (цвет), О. Кургузов (сюжет). — М. : Семейный круг, 1993.

61. Кузьмин Н., Кузьмин П., Федорова О. Дмитрий Донской. Куликовская битва. — М.: Скрижаль, 1993. 24 с. — (Российская история в картинках).

61а. Рыжов Э., Чихачев Н. Зачем нам ваучеры? / худож. А. Калишевский. — М.: Начала-Пресс, 1993. — 32 с. — (Идем к рынку).

62. Рюрик / худож. В. Лошаков. — Воронеж : Студия «Дар», 1993. — 32 с. — (Страницы русской истории).

63. Северцов П., Булычев К. Андрей Брюс агент космофлота : комикс : по мотивам повести «Агент КФ». — М. : Авлад, 1993г. — 56 с.
Книга представляет собой своеобразную экранизацию первой повести о приключениях Андрея Брюса — капитана космического корабля. Место работы Андрея — отсталая планета Пэ-У на окраине Галактики.

64. СЮП: Секс Юмор Приключения : сб. — Екатеринбург : Велес-ВА, 1993.

65. Толкиен Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно : книга-комикс / худож. Д. Вензел ; пересказ Ч. Диксона и Ш. Деминга ; пер. с англ. Л. Каминской. — М. : Интер В. М., 1993. — 138 с.

66. Микки-детектив: журн. комиксов. — М. : Эгмонт-Россия. 1994.

67. Чехура Р., Шаламоун И. Макси — пес Фик / худож. И. Шаламоун. — М. : Дет. лит., 1994.- 78 с.

68. Blaster : журн. комиксов. — М. : Эгмонт-Россия, 1995. — № 1.

69. Сага о лесных всадниках. Кн. 1. Изгнание огнем / худож. В. Пини. — М. : Махаон, 1995.

70. Следующий шаг на пути к христианской зрелости. — М.: Протестант, 1995. — 64 с.

71. Мастер и Маргарита : комикс. — М. : Терра, 1997.

72. Хармсиада. АнеГдот : комиксы из жизни великих / худож. А. Никитин ; послесл. В. Сажиной. — СПб. : ЛИК, 1998. — 64 с.

73. Великолепные приключения : [комикс-журн.] / сценарист Д. Смирнов ; худож. Е. Видюков, В. Васильев, С. Гавриш, А. Росс и др. — М., 1999—2003. — № 1-26.

74. Комиксёр : журн. комиксов. — М. : Комиксёр, 1999. — №1.

75. Метелица Е. Анна Каренина by Leo Tolstoy: комикс / худож. В. Качаев, И. Сапожников. — М.: Мир новых русских, 2000.

76. Метелица Е. Пиковая Дама by Alex Pushkin: комикс. — М. : Мир новых русских, 2000.

77. Дед Mopoz : журн. Комиксов. — М. : Дед Мороз Пресс, 2001—2002. — № 1-4.

78. Монстры космоса. Вторжение на Марс / А. В. Болыпинский (текст) ; А. В. Хаджинов (худож.). — М., 2001. — № 1.
Юмористический фантастический сериал о полете к Марсу двух разгильдяев — американских астронавтов. Увидел свет только первый выпуск.

79. Удерзо А., Госинни Р. Астерикс и готы : пер. с фр. — М.: Панглосс, 2001. — 48 с.

80. Удерзо А., Госинни Р. Астерикс и Клеопатра : пер. с фр. — М. : Панглосс, 2001. — 48 с.

81. Харт К. Как нарисовать персонажей комиксов / пер. с англ. С. Ананина. — Минск : Попурри, 2001. — 144 с.

82. Z INDEX. Экстремальные приключения / А. Дворянкин, А. Грабов, А. Малахов. — М. : Bigant Comics, 2001—2003. — № 1-4.

Вверх

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специальный корпоративный вебинариум «Как создать и сделать успешной библиотеку для молодёжи» Новая образность. Русская литература и искусство в контексте тенденций визуальной культуры Авторский открытый онлайн-семинар «Современные технологии в современной библиотеке» Четвертый российский молодежный библиотечный конвент Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» Секция по библиотечному обслуживанию молодежи РБА в Facebook Молодежная секция РБА в Facebook Международная научно-методическая конференция «Формирование инновационного потенциала молодёжи и библиотека»
Мы в социальных сетях
Подписаться на рассылку
107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Телефон для справок: +7 499 922-66-77
Факс: +7 499 161-01-01
E-mail: info@rgub.ru
Оценка услуг
Филиал библиотеки — МИКЦ «Особняк В.Д. Носова»
107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Телефон для справок: +7 495 964-01-01
E-mail: mansion@rgub.ru
Яндекс.Метрика  
© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», 2004—17