Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Американская модель: заметки очевидца

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Современная библиотека. — 2013. — №7(37). — С.86-91.

Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат педагогических наук

Об американском опыте организации библиотечного обслуживания мы многое знаем из рассказов побывавших в США коллег, выступлений специалистов этой страны на наших профессиональных конференциях, публикаций в профильных периодических изданиях, а также информации в интернет-сети (в частности, понять философию американского библиотечного дела помогает блог http://blog.rgub.ru/libex). Но непосредственное знакомство с «объектом» и погружение в «среду» даёт несравненно больше в понимании сущности и скрытых для первого взгляда особенностей современного библиотечного дела США, в нашем случае — штата Иллинойс. Группа ведущих российских библиотечных специалистов из 14 городов по приглашению Центра международных библиотечных программ (Мортенсон-центра 1 ) Иллинойского университета в Урбана-Шампейн (Mortenson Center for International Library Programs University of Illinois Library) летом этого года прошла обучение в рамках специально разработанной программы профессионального лидерства. Примечательно то, что российских групп здесь не было с 1999 г., и американские коллеги стремились сделать наше пребывание максимально комфортным, а обучение информационно-насыщенным и интересным по формам занятий. Как мы смогли убедиться, американцы вообще очень открытые, общительные и доброжелательные люди, а лекторы (тренеры, консультанты) любят, когда слушатели задают много вопросов, что мы активно и практиковали на занятиях.

Обучение проходило на площадках университетского кампуса, находящегося на территории двух городов — Урбана и Шампейна. Иллинойский университет (University of Illinois at Urbana-Champaign, UIUC) знаменит тем, что располагает одной из самых крупных богатейших вузовских библиотек мира. Её документный фонд насчитывает более 24 млн. экземпляров. Здесь осуществляется лучшая подготовка библиотечных кадров в стране, между прочим, наряду с физиками и инженерами. Готовит библиотекарей Высшая школа библиотечных и информационных наук при Библиотеке университета (Graduate School of Library and Information Science). Более подробно про университет можно узнать, посетив его сайт http://illinois.edu.

Профессионально-образовательная программа была очень насыщена по тематике и содержанию, разнообразна по формам занятий (лекции, семинары, тренинги, экскурсии по библиотекам). Приветствовалось активность аудитории, уточняющие вопросы, реплики с мест и выступления с комментариями, инициировались дискуссии.

Доктор философии, профессор Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета Боб Бургер (Bob Burger) представил «Обзор структуры и деятельности публичных библиотек США». Материал лекции позволил получить представление о том, как организовано библиотечное обслуживание в стране, каковы источники финансирования, кто формирует библиотечную политику, какие специалисты работают в библиотеках и где их готовят и т.д.

Будущее библиотек зависит от того, насколько мы — библиотечные сотрудники — понимаем настроение и проблемы общества. Важно знать, как библиотеки воспринимаются внешним миром, чтобы формировать отношение к себе; необходимо сотрудничество библиотек с общественными негосударственными организациями и местными властями. Таков основной вывод тренинг-семинара «Роль общественных (публичных) библиотек в поддержке местного сообщества», который представила Сюзан Шнуэр (Susan Schnuer), заместитель директора Мортенсон-центра, бывший президент Американской библиотечной ассоциации (American Library Association, ALA).

Ярким и эмоциональным было выступление сотрудника библиотеки общеобразовательной старшей школы при Иллинойском университете Франсис Харрис (Frances Harris) с лекцией «Общее образование в США и отличительные особенности школьных и публичных библиотек». Интересно, что в Америке средняя школа включает 12 лет обучения, но нет единого образовательного стандарта, потому бюджет школ и их библиотек различается в разных штатах. Задачи школьных библиотек — это обеспечение пространства для чтения и совместной работы учащихся, формирование и поддержание информационной культуры, обучение ответственному использованию ИКТ. Об основных проблемах и трендах библиотечных услуг для молодёжи рассказала профессор Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета Карол Тили (Carol Тilley). Во многих (более 9000) публичных библиотеках США функционируют специальные подразделения для работы с молодёжью, но в большинстве случаев нет специально подготовленных сотрудников. Около 5000 библиотекарей являются индивидуальными членами Ассоциации библиотечных услуг для молодёжи. Подростки активно вовлекаются в жизнь библиотек, в том числе участвуют в формировании их интерьера и комплектовании фонда, деятельности так называемых наблюдательных советов, пишут рецензии на прочитанные книги для сверстников. Услуги для подростков — сравнительно новый аспект деятельности американских публичных библиотек, хотя особые стандарты библиотечного обслуживания стали формироваться ещё в 1960—1970-х гг. Наличие специализированных фондовых материалов (в частности, в молодёжной среде США очень популярны комиксы и настольные игры) обусловливает появление нетрадиционных для публичных библиотек услуг, выделение более длительных часов работы для молодёжных зон (лофтов). В качестве ключевых форм деятельности таких специализированных библиотечных структур можно выделить: привлечение подростков к сотрудничеству; обеспечение обстановки, поощряющей их эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие; создание библиотечного пространства, отражающего общество, в котором живут подростки; формирование и развитие библиотечных ресурсов, поддерживающих образовательные потребности и досуг тинейджеров; составление правил пользования, позволяющих молодым пользователям чувствовать себя «радушно принятыми» и в безопасности; предоставление комфортных и адекватных потребностям молодёжи мебели и технологий.

Крайне интересным и полезным был тренинг-семинар «Позитивнее философия работы с посетителями библиотек», представленный психологом-консультантом Джен Айсон (Jan Ison). Главный посыл — от работы нужно получать удовольствие и «делать пользователей счастливыми», то есть необходим обоюдный позитивный настрой. Посетитель библиотеки должен быть «настроен» на услугу. Важно «активное присутствие», действенность, а не просто пребывание библиотечного персонала на рабочем месте. Узнать, что такое стиль поведения, как он формируется и от чего зависит, какие бывают стили и как они проявляются во взаимоотношениях с коллегами позволил тренинг «Лидерские качества в профессиональной среде» (тренер-консультант Ширли Стелбринк (Shirley Stelbrink). То, как мы работаем, как себя ведём, что и как говорим, о чём думаем, как организуем взаимоотношение с внешним миром и что другие видят в нас, обусловлено прошлым жизненным опытом и сегодняшним окружением конкретного человека. Существуют разные стили поведения, но ни один стиль не является лучшим или худшим, надо быть более гибким в общении с людьми, пытаться понять стиль поведения другого (коллеги, пользователя, любого собеседника) и действовать в соответствии с этим знанием, адаптируя своё коммуникативное поведение.

В публичных библиотеках США интерес к маркетингу усилился в последние пять-шесть лет, поскольку приходится постоянно доказывать их нужность и важность. Библиотеки инициируют заказные платные исследования реального и потенциального рынка своих реальных и потенциальных услуг, воспринимая это как инвестиции в перспективу. Главный акцент сегодняшнего дня — клиентоориентированность, потому основная цель библиотечного маркетинга — хорошее обслуживание. Предлагаемые услуги должны быть гибкими и адаптируемыми. Этой теме был посвящён тренинг-семинар «Маркетинг публичных библиотек», проведённый Мег Эдварде (Meg Edwards) — консультантом и координатором Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета.

С популярной научно-просветительной программой для местных школ познакомили Скотт Шварц (Scott Schwarts), директор музыкального архива университета, и Мартин Стромберг (Martin Stromberg), руководитель отдела манускриптов библиотеки университета. Сотрудники разработали историческую программу для местных школ, состоящую из четырёх модулей (материал по истории США, географии, развитии общества и экономике, культуре). Практикуется вовлечение детей в процесс подготовки отдельных мероприятий — совместно продумывают сценарии, сочиняют истории, пишут песни и музыку, шьют исторические костюмы и изготавливают другую атрибутику, разучивают этнические танцы. Подобные активные занятия включаются в программы школьного обучения. Очень полезным было знакомство с деятельностью Американской библиотечной ассоциации (American Library Association, ALA) в её штаб-квартире в Чикаго (http://www.ala.org). ALA — старейшая (с 1876 г.) и самая крупная в мире организация — 60 тыс. членов, большинство из них — индивидуальные. Свыше 2000 членов из других стран (всего представлено более 100 стран), из России — только две библиотеки, одна из них наша Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ). Руководство ассоциации рассматривает свою деятельность с позиций современного бизнес-планирования. Основная задача — продвижение библиотеки в обществе, повышение статуса профессии, улучшение качества работы библиотек и их поддержка. Актуальная текущая задача — убедить производителей электронных изданий передавать их в библиотеки, чтобы те могли выдавать эти фондовые документы так же, как бумажные книги. ALA одновременно борется за равные возможности библиотек в использовании Интернета, в частности — выделение федеральных целевых субсидий на развитие широкополосного доступа к Интернету и его бесплатного предоставления населению в библиотеках. Уместно обратить внимание, что услуга ALA одновременно борется за равные возможности библиотек в использовании Интернета, в частности — выделение федеральных целевых субсидий на развитие широкополосного доступа к Интернету и его бесплатного предоставления населению в библиотеках. Уместно обратить внимание, что услуга доступа к Интернету в США достаточно дорогая и лишь около 50% американцев имеют возможность оплачивать домашний канал.

В дополнение к университетским программам в высших библиотечных школах ALA осуществляет обучение сотрудников библиотек, в основном дистанционно. Упор делается на обучение менеджеров среднего звена лидерским качествам. Кроме того, ассоциация официально аккредитует все профессиональные образовательные программы подготовки библиотечно-информационных кадров в США. В рамках обучающей программы нам довелось познакомиться с опытом разветвлённой библиотечной сети Иллинойского университета (http:// www.ibrary.illinois.edu), городских публичных библиотек городов Чикаго (http://www.chipublib.org), Эванстон (http://www.epl.org), Урбана (http://urbanafreelibrary.org) и Шампейн (http://www.champaign.org), а также Библиотеки общеобразовательной старшей (8—12-классы) школы при Иллинойском университете (http://www.uni.illinois.edu/library). Сопровождающий статью фоторяд лишь в малой степени позволяет составить впечатление о дизайне и пользовательском пространстве иллинойских библиотек. Непосредственное знакомство с практикой различных американских библиотек позволило прийти к однозначному выводу о том, что библиотеки в США являются значимой частью национальной культуры и образования, важной составляющей инфраструктуры жизни местного сообщества, активно востребованы молодёжной пользовательской аудиторией (причём популярность американских библиотек возрастает!). В отличие от наших сограждан, американцы чётко осознают, что библиотеки организованы и функционируют на средства из местного бюджета, сформированного за счёт налогоплательщиков, то есть каждого их них. Любой американский гражданин знает, на что пошли его налоговые отчисления и какой процент из них, в частности, на библиотеки. Социологические исследования последних лет, проводимые по заказу ALA, показывают, что большое число взрослого населения США считает библиотеки самыми необходимыми из учреждений, содержащихся на средства налогоплательщиков. Отсюда для всех граждан очевиден факт, что абсолютно все библиотеки (включая вузовские) общедоступны и бесплатны. Ещё одной особенностью американской модели библиотечного обслуживания можно назвать его универсальную ориентацию на разные пользовательские группы (по возрастному, социальному, языковому, этническому и т.д. признакам). При обслуживании молодёжи в американских библиотеках главным считается предоставление пользователям необходимых им технологических ресурсов, а фонд и библиотечная среда рассматриваются как взаимодополняющие друг друга. Основной посыл — молодым нужны собственное пространство в любой библиотеке, которая их обслуживает, и профильные фонды с адаптированными к запросам услугами и понимающими пользователей сотрудниками. Среди приоритетов любой публичной библиотеки США — взаимодействие с внешней средой, укрепление контактов и демонстрация ценности и необходимости библиотечных услуг местному сообществу. Важно постоянно доказывать социальную эффективность библиотек, их адекватную ресурсную затратность посредством маркетингового инструментария и активной библиотечной адвокации.

Великолепным дополнением к профессиональным встречам стала яркая культурная программа. Нам посчастливилось наблюдать масштабный парад-шествие в честь Дня независимости США, быть на барбекю в американской семье среднего достатка, посетить поселение амишей и познакомиться с их бытом, в День города увидеть уникальную экспозицию Художественного музея (Института искусств) Чикаго и полюбоваться городским пейзажем с высоты 103-го этажа Willis Tower — самого высокого (110 этажей!) небоскрёба Америки, а также совершить незабываемую прогулку на теплоходике по озеру Мичиган... Насыщенная программа пребывания предоставила уникальную возможность получить многоаспектное представление о разнообразной профессиональной и культурной жизни Северной Америки. Знакомство с библиотеками оказалось особенно интересным и плодотворным. Опыт коллег укрепил нас в убеждении, что современная российская библиотека должна позиционировать себя именно как привлекательная общедоступная среда для каждого.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024