Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Фабрика идей для талантливых людей. Библиотека как фигура общественного доверия: интервью с директором Российской государственной библиотеки для молодежи И.Б. Михновой

Издание: Библиотечное дело. — 2016. — №13 (271). — С.2-6.

В преддверии юбилея ответственный редактор журнала С. МАТЛИНА взяла интервью у директора РГБМ Ирины Борисовны МИХНОВОЙ. Интервью с человеком, известным как профессионал высокой пробы, одновременно идеолог библиотечного дела и его блестящий организатор, превратилось в разговор о принципиальных и зачастую дискуссионных вопросах, о судьбе библиотеки-юбиляра, которая стала судьбой её сегодняшнего руководителя. Поскольку многие события из истории РГБМ проходили на глазах интервьюера — коллеги и свидетеля её инновационных изменений, возникла идея прокомментировать ряд ответов Ирины Борисовны.

Что означает для Вас юбилей? (Вопрос банальный, но неизбежный.) Да ещё такой круглый юбилей — 50 лет — этапный, крутой, как выразились бы ваши молодые посетители.

— Конечно, это и подведение итогов работы за последние 10 лет, когда мы приступили к модернизации, и, в определённой мере, к возрождению библиотеки. Поскольку сама я, считайте, не пришла, а скорее вернулась в эту библиотеку спустя 13 лет после ухода из неё в «свободное плавание». Это был тот период в жизни, когда со своей командой я создавала «Библиомаркет». А впервые я появилась в этой библиотеке в качестве литературного редактора 20 января 1980 года. И в первый же день провинилась: ушла с работы на час раньше, решив, что весь объём выполнила, и могу быть свободна. Как выяснилось позже, на 17 часов была назначена церемония моего официального представления на дирекции, о чём я не знала. Позже был выговор, но спустя пять месяцев «под меня» был создан редакционно-издательский отдел, который я возглавляла в течение 8 лет, пока после защиты диссертации не перешла в отдел социологии.

Комментарий редактора. В те годы Ирина Борисовна мне запомнилась прежде как редактор и издатель многочисленной печатной продукции тогдашней ГРЮБ. Она принимала участие в обсуждениях трудов, тесно взаимодействуя с исследователями и методистами библиотеки, и, по сути, её подразделение не просто выпускало в печать издания библиотеки, но генерировало различные идеи, стимулировало научный поиск сотрудников. Вот откуда чёткое представление Михновой о работе публичной библиотеки, её важнейших направлениях и аспектах. И понимание того, какие трудности и риски стоят за деятельностью библиотеки, работающей с молодёжью.

Риски? В отношении молодёжных и юношеских библиотек всегда присутствовал один большой риск, с которым им пришлось непосредственно столкнуться в предыдущие два десятилетия. Один из них — невнимание к молодёжи со стороны государства и общества. Если данные структуры не будут серьёзно относиться к нуждам, потребностям, ожиданиям этой части населения, то библиотека, для которой молодёжь — целевой потребитель, снова выпадет из сферы внимания тех, кто поддерживает её финансово и морально.

Другая версия возможного риска связана уже с самой библиотекой: если она резко отстанет от развивающихся (часто непонятным и непредсказуемым образом) потребностей и представлений молодых людей. Это может коснуться разных сфер нашей профессиональной деятельности: организации пространства, технологий, ресурсов. Специалисты библиотеки могут перестать быть интересны молодым как консультанты, собеседники, участники процесса сотворчества. А конкурентный рынок в сфере дополнительного, неформального образования, социализации и профессионализации, организации интеллектуального досуга молодёжи сегодня просто необозрим, выходит за границы времени, и пространства.

Всё остальное — в наших руках и наших головах.

Недавно одна из коллег в частной беседе спросила меня, что означает на практике понятие «авторская библиотека», которое и я сама и другие исследователи публичной библиотеки(ПБ) используем в своих работах. Обычно упоминают лидерские качества руководителя коллектива, чёткую концепцию, лежащую в основе деятельности институции, её творческий характер, участие всего коллектива в такого рода творчестве и др. Признаюсь, в качестве примера такой библиотеки я в первую очередь назвала Вашу. Какие из этих факторов — или, возможно, иные, — на Ваш взгляд определяют деятельность РГБМ?

— Вы назвали составляющие любой эффективно работающей библиотеки. Что касается авторской библиотеки, то, во-первых, в нашем случае стоит, в первую очередь, говорить о коллективном авторстве. Внедрение любой идеи опирается на правильное понимание и готовность её внедрить, развить всем коллективом. Мы много раз сталкивались с ситуациями, когда некто умный и креативный, сидящий наверху, предлагает, или, скажем так, спускает, и даже навязывает сотрудникам библиотеки действительно интересную, нестандартную идею. Но люди, которые должны её подхватить и реализовать в соответствии с его видением, либо вообще не готовы к этому, либо имеют свои не менее интересные идеи. Нередко их просто не выслушивают. Либо они проявляют готовность послушно реализовать спущенную сверху идею — но таким образом, что лучше бы и вовсе не начинали... Почему такие вещи происходят? Потому что, как сказал герой популярного фильма, «нельзя осчастливить человека помимо его воли». Людей нужно сначала долго готовить, к адекватному пониманию нестандартной идеи, добиваться ситуации, когда они уверены в позитивных (и для библиотеки, и для каждого из них) результатах.

Что касается собственно идей, то тут уместно задаться вопросом: чем отличается новаторство от передового опыта? Новатор должен всегда быть на два-три шага впереди общего движения. Как только за ним начинают идти другие, то обязательно кто-то будет внедрять этот опыт лучше остальных. Тогда начинается разговор об уже освоенном передовом опыте, которым специалисты обмениваются друг с другом. А удел настоящего новатора — снова бежать впереди.

В нашем случае (и в этом, на мой взгляд, суть «авторской библиотеки») мы придумываем, внедряем нечто, чего до нас не было — во всяком случае, в нашей библиотечной сфере. Может быть, здесь ярчайший случай — виртуальная справка. Само понятие появилось вместе с открытием на сайте ЦБС «Киевская» в августе 2000 года справочной службы «Виртуальная справка». Когда спустя несколько лет мы захотели запатентовать её, было поздно: понятие стало нарицательным, «ушло в народ».

Или идея чёткого зонирования библиотечного пространства на «тихое» (для делового чтения») и «шумное» (для досугового чтения). Вспоминаю, как она пришла в голову. Сделав первую перепланировку и перегруппировку залов обслуживания, мы через некоторое время стали ощущать: что-то идёт не так, возникает некий хаос. Тогда на нынешней «шумной» стороне оказался один из отраслевых залов — зал гуманитарной литературы (сочетавший деловое и свободное чтение). И по возвращении из зарубежной командировки, «вдруг» пришло осознание необходимости рассечь пространство библиотеки на две половины: налево — залы для тех, кто готовится к занятиям, направо — залы для досуга, общения. Пришлось форсировать перегруппировку фондов, не затронув процесс обслуживания.

Ещё пример. Идея объединить абонемент и читальный зал — естественна и привычна для западных библиотек. Мы впервые реализовали её, когда по заданию управления культуры Западного округа создавали в центральной библиотеке ЦБС «Киевская» зал деловой информации. Можно было бы сказать, что наша команда просто воспользовалась зарубежным опытом, или опытом продвинутых отечественных ПБ. Но это не так. Мы совершили этот «переворот» 23 года назад, когда практически никто из коллег не выезжал за рубеж. В нашем случае в основе этой идеи лежал чисто прагматический подход: как при наличии двух не слишком связанных между собой подразделений обслуживания-абонемента и читального зала создать третий, совокупные возможности которого превышают эффекты отдельно функционирующих отделов. Ответ был таков: только объединив первые два в универсальный зал.

Комментарий редактора. Сегодня этот «переворот» кажется вполне привычным, разумным решением и завоевал множество сторонников. Но ведь ещё несколько лет назад он казался многим воистину революционным шагом: Михнова со товарищи покусились на святое — разрушили традиционную систему обслуживания. Практики возмущались: а если из объединённого универсального зала начнут красть книги, а если читатели не примут такое нововведение, а если... Этих самых «если»-доводов против, выдвинули немало. Но дело было сделано, и позитивные эффекты оказались очевидными...

Как повлияло на создание современной модели РГБМ её предыдущая деятельность? В какой степени можно говорить о преемственности в её полувековой судьбе?

— Предыдущая деятельность? Безусловно, нам было, от чего отталкиваться. В первые два десятилетия после своего создания ГРЮБ оставалась абсолютно новаторской библиотекой. Отсюда ушли в практику придуманные и опробованные сотрудниками различные идеи. Назову библиотечную версию профориентации; такие направления, как экологическое, патриотическое и интернациональное воспитание; поддержка научно-технического творчества молодёжи; психологическая служба; методики работы с учебными заведениями; проблема «возвращённой литературы». Здесь функционировала блестящая, не хуже, чем в Ленинской библиотеке, социологическая школа. Отдел искусств был вторым по популярности в Москве после специализированной Библиотеки консерватории. Между прочим, в разработанном ГРЮБ читательском формуляре была анкета, отразившая вопросы, связанные с личностными интересами человека, что сегодня особенно актуально. Именно на информации об этих интересах строилась индивидуальная работа. А какие сильные профессионалы, известные всей стране, работали в нашей библиотеке! Я в 1980-е годы застала большинство из них. Некоторые и сегодня здесь работают. Нам достались от ГРЮБ уникальные многотысячные специализированные коллекции: диафильмов, слайдов, экслибрисов, почтовых марок, винила и нот, редких книг. Сейчас всё это активно используется.

Комментарий редактора. Известна поговорка: «От осины не родятся апельсины». Создать с чистого листа или из стандартно работающей ПБ такую уникальную институцию, какой является сегодняшняя РГБМ, невозможно. О замечательных традициях библиотеки для молодёжи свидетельствуют опубликованные в этом номере воспоминания коллег. Носителями этих традиций, как справедливо замечает И.Б. Михнова, являются, в первую очередь, талантливые люди, и уже во вторую очередь, материальные ресурсы — уникальные по своим содержательным характеристикам фонды, справочно-информационный аппарат, и, скорей всего, сама инновационная — творческая атмосфера, которая, к счастью, как и много лет назад, витает в стенах библиотеки. В совокупности все эти факторы скорей всего и определяют высокий рейтинг РГБМ у посетителей.

И всё-таки что более всего привлекает молодёжь в библиотеке?

— Если попытаться одним словом определить характер библиотеки, в которую сегодня захочет пойти молодой человек, то этим словом будет «дружелюбие». Современная библиотека должна стать дружелюбной и дружественной (что не одно и то же) к пользователям. Наше кредо: когда на улице холод и дождь, когда занятия в институте или школе уже закончились, а идти домой не в радость, когда хочется пообщаться с друзьями, интересно провести свободное время, человек из всех возможных вариантов привлекательных мест выбирает библиотеку.

Почему молодёжь тратит своё ограниченное свободное время на пребывание в ней? Проанализировав комментарии, которыми молодые люди сопровождают свои селфи в интерьерах РГБМ (а их более полутора тысяч только в «Инстаграмме»), мы обобщили их, используя лексику молодёжи. Привожу ответы: «здесь можно собрать себя в кучку и готовиться к занятиям, просто читать в уютном месте, поспорить-пообщаться и послушать умных людей, почитать, поиграть. и вообще развлечься, побыть в компании с хорошими людьми в хорошем месте, сделать много элегантных селфи в достойных интерьерах, провести время в ожидании друга или просто убить время». И как резюме: «Закончить день в библиотеке. Кстати, отличное место! Провести здесь день — да запросто!»

Замечено: половина посетителей читает традиционные, то есть бумажные, книги. Из них одни готовятся к занятиям, другие читают для души — примерно, 50 на 50. В одиночку, вдвоём, в маленькой компании. По многу часов. На мероприятия, коих в год здесь бывает до 900, приходит, в среднем, 20-30 человек. Практически все мероприятия проводятся в рамках упоминаемых выше клубов по интересам (их около 20). Это как раз тот самый случай, когда «можно поспорить-пообщаться и послушать умных людей». Подавляющее большинство клубов созданы и функционируют за счёт инициативной молодёжи. Молодые профессионалы сами предлагают себя в качестве лекторов, преподавателей, сами придумывают

программы занятий и собирают аудиторию. Поэтому, если какой-то клуб «не пошёл» в народ, на его месте появляется новый. Место одного лектора, преподавателя занимает другой претендент. Дважды в библиотеке проводились конкурсы молодёжных проектов «Фабрика идей». Мы получили 70 предложений, из которых 10 утвердили на реализацию. И это не какие-то разовые мероприятия, а годичные циклы или новые самоорганизующиеся клубы. А если одни молодые, умные люди сами придумывают темы своих занятий-выступлений, то понятно, что другие молодым и умным это интересно.

Комментарий редактора. Одно из отличий РГБМ как библиотеки нового типа — ориентация на самые разнообразные ожидания публики, учёт множества возможных мотиваций разных категорий и групп. Такой подход позволяет рассматривать её как фигуру общественного доверия. Тем более что общественное доверие по утверждениям современных учёных в настоящее время становится важной экономической категорией, от которой зависит эффективность развития различных социальных институтов. ПБ находится в одном смысловом ряду с этими институтами.

Коль скоро зашла речь об удовлетворении интересов различных категорий, нельзя не спросить о такой группе пользователей РГБМ, как люди с ограниченными возможностями. Тем более что в Вашей библиотеке я нередко вижу людей в инвалидных креслах, постоянно замечаю особенности организации пространства, которое насыщено технологиями, специально для них предназначенными.

— РГБМ твёрдо стоит на позиции: не выделять людей с физическими ограничениями в особую группу, но учитывать эти особенности иначе. Путём обеспечения доступности физического пространства; создания комфортной психологической атмосферы; предоставления услуг в соответствии с их потребностями и предпочтениями; создания условий для их участия во всех мероприятиях библиотеки и доступа ко всем услугам библиотеки; предоставления возможности для раскрытия их творческих, организационных, волонтерских способностей и навыков.

Понятия «доступная среда» и «равные возможности», с нашей точки зрения, близки, но не равнозначны. Первое означает, что молодёжь с разного рода ограничениями здоровья вправе ожидать готовности российских библиотек принять их как равноправных потребителей библиотечно-информационных услуг. А для этого мы стремились исключить основные виды барьеров: физические (ступени, пороги, узкие проходы, недоступные туалеты и т. д.), информационные (нечитаемый шрифт, отсутствие информации о доступных путях передвижения и т. д.), организационные (неудобные регламенты работы с инвалидами, необученный персонал и т. д.), этические и коммуникационные (стереотипы в понимании как ограничений, так и реальных возможностей людей с инвалидностью, незнание этикета и т. д.).

Принцип равных возможностей — более высокого уровня. Он предполагает, что молодые люди с инвалидностью приходят (приезжают) в библиотеку, где создана для них доступная среда, — тогда, когда у них есть соответствующее настроение, необходимость и возможность подготовиться к занятиям, поучиться на курсах; когда их заинтересовало в библиотечной афише какое-то мероприятие или они договорились здесь встретиться и пообщаться. Здесь просто должно быть хорошо любому и каждому. А библиотека выполняет при этом роль социального куратора.

Известно, что приходя в РГБМ для знакомства с её работой, практики в первую очередь расспрашивают её сотрудников об использовании новых технологий, многие из которых, увы, недоступны коллегам в небольших учреждениях. При этом случается, что, восхищаясь техническими новинками, профессионалы противопоставляют использование этих замечательных новшеств традиционной работе по организации чтения. «Зато мы делаем акцент, — утверждают они, — на продвижение книги, и считаем это приоритетным направлением деятельности». Какова Ваша позиция в этом споре?

— Сегодня, говоря о чтении, чаще всего мы слышим слово «мероприятия». В Год литературы их прошло в стране, наверное, сотни тысяч. Если бы они были действительно результативны, то проблема чтения молодёжи сегодня бы уже не стояла. Мы же предлагаем использовать применительно к чтению молодых пользователей понятие комфортной библиотечной среды, которая побуждает их к чтению, необходимому для самообразования, самопознания, саморазвития и самоидентификации. Высокотехнологичная и ресурсоёмкая среда библиотеки объективно способствует также повышению медиа-информационной грамотности молодых пользователей.

Сегодня библиотека абсолютно проигрывает всем общественным пространствам, в которых предпочитают проводить своё свободное время молодые люди, поэтому именно пространства библиотек, не соответствующие эстетическим представлениям и вкусам молодёжи, являются самым слабым местом в работе ПБ. Убеждена: молодёжь готова находиться в библиотеке продолжительное время и читать там книги, если пространство «временного обитания» будет отвечать её представлениям о комфортности, соответствовать эстетическим и психологическим ожиданиям.

Примерно в конце 1980-х годов библиотекари стали понимать, что руководство чтением молодёжи — это не ограничение доступа к тому, что, дескать, рано или вредно читать, а предоставление свободы выбора своей книги и одновременно формирование литературного вкуса, культуры чтения.

Зачастую взрослые бывают весьма категоричны в своём воспитательном порыве. Не только пытаются жёстко управлять читательскими предпочтениями молодых людей, но стараются завлечь или даже принудить их посещать мероприятия, которые, с нашей точки зрения, полезны для их духовно-нравственного здоровья. Между тем, сегодня молодые люди стремятся и ищут возможности выступать перед своими сверстниками и готовы слушать этих сверстников. Они собираются в кафе и антикафе, в квартирах и в парках, чтобы обсуждать книги и делать собственные выводы.

В РГБМ подавляющее большинство мероприятий предложено и реализовано самой молодёжью (и исключительно на волонтёрских началах). Темы их очень разумны и интересны. Придя в библиотеку, посетители первым делом пишут свои рекомендации и читательские оценки на флип-чартах, стоящих в вестибюле.

По нашим наблюдениям, сегодня молодёжь испытывает потребность в большей самостоятельности в выборе книг для чтения и признания за ней права на собственные суждения. Они готовы выслушать наши суждения, но как равные от равных. И стоит поддерживать и культивировать в них это стремление к самовыражению и самореализации посредством чтения книг и общения на основе прочитанного.

Действительно, свобода выбора и свобода творчества — две главные составляющие того феномена, который называется свободным доступом к библиотечным ресурсам и который, как показывают исследования РГБМ, составляет изюминку молодёжной библиотеки, стимулирует многообразие поведенческих моделей её посетителей. С какими из них Вам приходится иметь дело, как Вы дифференцируете свою разнообразную аудиторию, на кого ориентируетесь, какие приоритетные группы выделяете?

— Как правило, сотрудники ПБ работают не с интеллектуальной элитой, которая трудно поддаётся внешнему управлению, а с молодёжью, имеющей достаточно низкий уровень общекультурных предпочтений. Недаром органы управления культурой перед нами постоянно ставят перед нами задачу бороться с недостатками и негативными явлениями в молодёжной среде, отвлекать молодых людей от улицы. Мы же предлагаем ориентироваться на молодёжь с высоким уровнем интеллектуальных, общекультурных предпочтений. С такой молодёжью работать сложно и страшновато. Многие темы, которые их действительно интересуют и которые они предлагают к обсуждению, нам, библиотекарям, даже в голову не пришли бы. Вот некоторые из прошедших в РГБМ мероприятий: «Идеальный Платон и его идеи» (пересказы философии в режиме сторителлинга); «Как человек стал править миром» (прослушивание и обсуждение TED-х лекции на английском языке); «История хип-хоп культуры: от истоков локальной субкультуры до мировой индустрии», «Игровые персонажи, боги и демоны: метафизическое измерение видеоигр». Молодые люди предпочитают ориентироваться не на взрослых, а на сверстников, на ценности, бытующие в их средах. А задают тон всегда лидеры молодёжных сред. Поэтому, на наш взгляд, библиотекарям стоит, прежде всего, подготовить себя (возможно, подучившись и приглушив в себе ментора-«воспитателя») к разговору на равных именно с молодёжной интеллектуальной элитой. Убеждена: если в библиотеке создана атмосфера высокой культуры, остальные посетителя окажутся втянутыми в неё.

Комментарий редактора. Признаюсь, взгляд Ирины Борисовны на приоритетную аудиторию молодёжной библиотеки не вполне привычен и даже поначалу может показаться недемократичным. Хотя подчас профессионалы размышляют о роли ПБ в формировании человеческого капитала, который в соответствии с учением современных экономистов является главным фактором развития производительных сил в любой стране. А сердцевину этого капитала как раз составляют умники-интеллектуалы, задающие тон в любой сфере деятельности. (Заметим, и на этот раз основанием для размышлений Михновой являются положения, которые коррелируются с выводами современной макроэкономики. Это не случайно: второе высшее образование И. Б. Михнова получила в экономическом институте им. Г. В. Плеханова.)

Но директор РГБМ честно признаётся, сколь трудно работать с такой аудиторией, какой интеллектуальный уровень должен быть у сотрудников библиотеки, имеющих с нею дело. За команду Михновой можно не беспокоиться: в заключительный день последнего молодёжного Конвента в РГБМ Ирина Борисовна представила участникам более десятка молодых сотрудников, пришедших в библиотеку в последние годы. Это были юноши и девушки, закончившие лучшие вузы страны, аспиранты университетов, свободно владеющие иностранными языками, и обладающие коммуникативными навыками. И по их выступлениям было очевидно, что настроены они не только на работу с книгой, но и на методики погружения в многообразную культуру: музыкальную, художественно-изобразительную и, безусловно, технологическую, без которой современный мир непредставим.

— Мы убеждены, что не книгой единой жив молодой пользователь ПБ. И чтобы не потерять свою аудиторию, мы не можем, не имеем права ограничивать свою деятельность только продвижением и организацией чтения (особенно бумажного) молодёжи. Формирование потребности в чтении, культуры чтения, выработка литературного вкуса — это, безусловно, крайне важная функция библиотеки, но не единственная. Потребности, интересы, представления молодёжи обширны невероятно. Многие из них так или иначе связаны с чтением. Но молодые также слушают, смотрят, творят, что-то производят руками, общаются по самым разным поводам.

В рыночной экономике есть понятие «диверсификация», или «расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности труда, получения экономической выгоды». В нашем случае это означает, что нельзя связывать судьбу библиотеки только и преимущественно с книгой (особенно бумажной) и чтением, как это отчётливо наблюдается сейчас. Все проблемы, которые могут возникнуть со временем на книжном рынке, неминуемо выльются в ещё большие проблемы для рынка библиотечных продуктов и услуг. «Не стоит класть все яйца в одну корзину», — гласит английская пословица. Чем шире спектр социальных задач и актуальных потребностей населения, на реализацию и удовлетворение которых ориентирована библиотека, тем она как система устойчивее во времени и в пространстве.

Вы всё время делаете акцент на социально значимом характере работы современной библиотеки, тем более работающей с молодёжью. И первая в стране заговорили о способности ПБ помогать молодым осваивать социальные лифты. Пожалуйста, поясните суть вопроса.

— Сегодня о социальных лифтах для молодых россиян, точнее, об их несовершенстве или даже полном отсутствии говорят многие политики, экономисты, предприниматели. Приведу цитату акад. РАН М. Горшкова: «...сейчас у людей очень силён и при этом практически не воплощается в жизнь запрос на самореализацию. Особенно трудно пробиться молодёжи. Если раньше так называемые социальные лифты были переполнены, но кое-как ещё ходили, то сейчас человек нажимает на кнопку, а дверь даже не открывается, всё забито. Все ниши заняты, молодым людям негде себя применить...» (Социальный лифт — это возможность перемещения из одного социального слоя в другой (это ещё называется вертикальной мобильностью) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). А для молодого человека, находящегося на низком старте («широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек»), такая возможность передвижения по пространству жизни становится определяющей. Социологи констатируют, что на первое место у активной части молодёжи выходит не достижение сиюминутной материальной составляющей, а нацеленность на профессиональный рост, успешную карьеру. При этом молодые люди в большей степени, чем, например, 20 лет назад, рассчитывают на свои силы, так как справедливо полагают, что их материальное положение зависит, прежде всего, от них самих.

Всё это крайне важно для общедоступных библиотек, работающих с молодёжью, поскольку делает актуальными и приоритетными те направления и функции, которые всегда присутствовали в их деятельности, но внимания им как со стороны общества и СМИ, так и со стороны нашего профессионального сообщества в последнее десятилетие уделялось крайне мало. И действительно, в университет идут за образованием, в молодёжные партии и движения — за общественной деятельностью, в субкультурные сообщества — чтобы войти в группы со сходными интересами, в спортивные секции — за физическим здоровьем и спортивными успехами, в кружки научно-технического творчества, драматические и прочие — дабы реализовать и отточить свои творческие способности... Везде молодые люди могут добиться определённых успехов и получить пропуск в ту или иную социальную и профессиональную среду, подняться по ступенькам вверх (а желаемые вершины у каждого свои).

С нашей точки зрения, ПБ — единственное место, куда молодые приходят не с одной, а с набором разных целей. Объективно она являет собой концентрированное, систематизированное и к тому универсальное знание, столь необходимое для социального, профессионального роста молодого человека. Её специалисты способны оказать ему квалифицированную помощь в ориентации в этом океане знания. Библиотека выступает площадкой для общения на основе и в связи с этим знанием. Таких совокупных характеристик, позволяющих помочь молодёжи безболезненно встроиться во взрослую жизнь, практически нет ни у одной другой институции. Это обстоятельство работает на идею формирования человеческого капитала молодёжи как серьёзной составляющей совокупного человеческого капитала страны.

Ирина Борисовна, спасибо за интересное интервью! До новых встреч в РГБМ и на страницах нашего журнала!

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024