Вход в личный кабинет        RU  EN
Российская государственная библиотека для молодежи

+7 499 922-66-77

Часы работы Как записаться Виртуальный тур Карта сайта

Публикации сотрудников РГБМ

Пользовательская ориентация как средство общественной адвокации

Автор: Клюев В.В., Захаренко М.П.

Издание: Независимый библиотечный адвокат. — 2015. — N 3. — С.39-42.

Владимир КЛЮЕВ,
профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИК

Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи

Адвокационная деятельность библиотек может реально рассматриваться как новое направление библиотековедения. Под термином «библиотечная адвокация» (library advocacy) логично понимать деятельность по защите и продвижению интересов библиотек, повышению социального престижа профессии, то есть формированию положительного общественного имиджа. При этом основными общепринятыми принципами такой адвокации являются публичность, честность, прозрачность, открытость, бескорыстность. Она направлена на формирование у общественности понимания происходящих перемен (или необходимости перемен), позволяет управлять изменениями, поворачивать их в нужную сторону. Глубинный посыл адвокации — обосновать неопровержимую значимость (актуальность) библиотеки для современного государства, показать многогранность её потенциала и разноаспектность повседневной деятельности, убедить в правомерности расходования выделяемых бюджетных (налоговых) поступлений и привлечения внебюджетных инвестиций в рамках фандрейзинга для успешного функционирования и развития как общественного блага.

 

Понятие библиотечной адвокации пока не очень уверенно используется отечественными коллегами, но широко распространено в европейской профессиональной лексике.

В разветвлённой системе вариативных социальных коммуникаций, при интенсивных интернетизации и компьюникации общества, а также реалиях функционирования в условиях минимизации у людей свободного времени публичная библиотека обречена на изменения своих приоритетов и форм деятельности. Объективными факторами выступают изменение образа и ритма жизни людей, смешение реального и виртуального пространств, появление новых форматов профессиональной деятельности. Давно назрел переход от привычной многим библиоцентристской концепции развития большинства отечественных библиотек (предлагаем то, что имеем, и считаем это нужным/возможным/правильным) к пользовательскоориентированному обслуживанию в условиях или с помощью библиотеки как общественного пространства, созданного и содержащегося на средства налогоплательщиков, а следовательно, «подотчётного» им и адекватно реагирующего на их нужды-потребности-запросы. Недаром одна из международных акций ИФЛА называется «Библиотека — в повестке дня» и нацелена на повышение осведомлённости общества, чиновников и возможных партнёров об их важной социальной роли и значении (говоря современным языком, возможных сервисах и опциях) для так называемого местного сообщества, их популяризацию и активное лоббирование для получения поддержки и понимания перспектив развития со стороны учредителя (балансодержателя), а также благотворителей и спонсоров.

Обратим внимание, что в недавно утверждённом министром культуры Российской Федерации «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки» (31.10.2014) в качестве одного из базовых принципов закреплён учёт предпочтений пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ. При этом «услуга в библиотеке» определяется как результат её непосредственного взаимодействия с пользователем по выявлению и удовлетворению его информационных и культурно-просветительских потребностей. А «работа в библиотеке» трактуется как разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности, направленная на развитие общества.

В этой связи логично и правомерно привнести в деятельность современной общедоступной публичной библиотеки активную маркетинговую составляющую «клиентоориентированности», позиционируя себя и свои возможности не только как средство/место получения знаний и информационной навигации, но и площадку для коммуникаций, «общественную гостиную», место релаксации и интеллектуального досуга, реализации способностей и амбиций каждого, с одной стороны, а также пространство для делового пребывания и комфортного занятия «своими текущими делами», с другой стороны. То есть в системном проявлении она способна выступать трёхчастно: в качестве собственно библиотеки (в обыденном понимании, но с актуальными сервисами и ресурсами), а ещё безбарьерной площадки для межличностного общения и интеллектуального досуга (платный аналог — так называемые антикафе) и своеобразного мини-офиса в публичном пространстве (коммерческий вариант — коворкинг). В таком функциональном понимании и проявлении реально становится актуальным универсальным пространством для различных пользовательских групп.

В последние годы публичные библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место» (third place) — после дома и работы (учёбы), как доступная общественная площадка для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия, делового пребывания. Анализ успешной зарубежной и отечественной практики позволяет со всей очевидностью заключить, что она превращается в центр притяжения так называемого местного сообщества тогда, когда ориентирована в своей повседневной деятельности на решение социальных проблем населения, обеспечение самореализации разных групп пользователей, гарантирует безопасное и комфортное пребывание в своих стенах. Социальный феномен «третьего места» в том, что это реальная потребность людей — работать не в офисе и не дома; не только работать, но и обмениваться информацией с другими, знакомиться, взаимодействовать, развлекаться «наедине со всеми»...

Более образно можно констатировать, что, сохраняя и модернизируя собственно традиционные базовые библиотечные функции, общедоступная публичная библиотека всё более востребована в качестве аналога антикафе (общественного «свободного» комфортного пространства для вербальных коммуникаций), но на интеллектуальной основе, и прообраза коворкинга (в общественном месте наличие личного оборудованного рабочего пространства или отдельной зоны (лофта) для совместной работы). В данном контексте становятся особенно актуальными безбарьерность среды, удобство графика работы, адекватность (дружелюбие!) персонала, то есть пользовательская ориентация всех аспектов функционирования библиотеки. Именно «человекоориентированность» позволит активно привлекать пользователей и реально стимулирует её востребованность, а значит развитие в новых социально-культурных условиях.

Ярким примером пользовательскоориентированного обслуживания правомерно позиционировать Российскую государственную библиотеку для молодёжи. При организации обслуживания здесь всегда помнят, что человеку услуги нужны не сами по себе, а лишь в связи с его личностными потребностями в социализации, карьере, формировании имиджа, удовлетворении познавательных потребностей, для эмоциональной разгрузки. При этом он как личность хочет, чтобы его не перегружали, «не прогибали», не заставляли, не принуждали... Очень близко коллегам универсальное правило: уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься.

Сегодня люди хотят приходить в комфортные, удобные помещения, оснащённые современными коммуникационными (мобильными, виртуальными) технологиями — теми, с которыми они имеют дело во внебиблиотечной среде. С одной стороны, должна быть учтена потребность каждого иметь личное пространство, с другой — обеспечена возможность работы в группе и общения (совместного времяпрепровождения). В любом случае у пользователей должно возникать ощущение от библиотеки как от защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей их стилю жизни. И здесь задача маркетинговых технологий всё это объективировать, в том числе «уютную демократичность» пребывания (работы, релаксации, социального общения) в таком — вне стандартной схемы традиционной библиотеки и её обычного функционала — библиотечном пространстве. При этом как новый тип она будет восприниматься там, где есть комфортное место, где можно провести время как дома, но, не отвлекаясь на домашние дела, и как на работе, но занимаясь тем, что действительно интересно. В этой связи и важно адекватно переосмыслить роль и функции библиотек сегодня.

Внешними привлекательными посылами модернизации деятельности публичных библиотек выступает реорганизация пространства — выделение площадей для общественного пребывания людей, встреч и неформального общения. Нет сомнения в том, что важной составляющей продолжат быть книги, журналы, аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы и другие носители контента, а богатство, разнообразие и релевантность её документного фонда останутся ключевыми индикаторами оценки функционального потенциала. Но при этом знаниевая и информационная функции перестают быть самодавлеющими и главенствующими. На первый план выступает социально-коммуникационный аспект.

Можно выделить следующие параметры, характеризующие успешность деятельности общедоступной публичной библиотеки как «третьего места»:

  • наличие потребности местного сообщества (преимущественно городская среда);
  • доступное местоположение, удобная транспортная инфраструктура;
  • достаточные пространственные возможности;
  • привлекательные планировка и дизайн помещения, понятная навигация;
  • современные технологическое оборудование и техническое оснащение;
  • актуальные (востребованные) услуги и сопутствующий сервис;
  • удобный временной режим работы;
  • гарантированная безопасность во время пребывания на территории библиотеки;
  • доброжелательные и мотивированные на успех кадры;
  • информированность пользовательской аудитории о новых возможностях (опциях, сервисах).

В заключение подчеркнём, что будущее публичной библиотеки в её открытости для всех. В связи с этим важно создать комфортные условия и гармоничное многофункциональное (гибкое по функционалу!) технологичное пространство свободного посещения и неформального перемещения. Именно здесь — объективное проявление системной адвокации, когда пользователи (налогоплательщики) сами (по собственной охоте) приходят в библиотеки, находя и получая в ней необходимые им (и ожидаемые!) базовые и сервисные услуги, интеллектуальные продукты и выполняемые по их запросу профильные и сопутствующие работы.

Вверх

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специальный корпоративный вебинариум «Как создать и сделать успешной библиотеку для молодёжи» Новая образность. Русская литература и искусство в контексте тенденций визуальной культуры Авторский открытый онлайн-семинар «Современные технологии в современной библиотеке» Четвертый российский молодежный библиотечный конвент Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» Секция по библиотечному обслуживанию молодежи РБА в Facebook Молодежная секция РБА в Facebook Международная научно-методическая конференция «Формирование инновационного потенциала молодёжи и библиотека»
Мы в социальных сетях
Подписаться на рассылку
107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Телефон для справок: +7 499 922-66-77
Факс: +7 499 161-01-01
E-mail: info@rgub.ru
Оценка услуг
Филиал библиотеки — МИКЦ «Особняк В.Д. Носова»
107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Телефон для справок: +7 495 964-01-01
E-mail: mansion@rgub.ru
Яндекс.Метрика  
© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», 2004—17