Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Пользовательская ориентация как средство общественной адвокации

Автор: Клюев В.В., Захаренко М.П.

Издание: Независимый библиотечный адвокат. — 2015. — N 3. — С.39-42.

Владимир КЛЮЕВ,
профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИК

Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи

Адвокационная деятельность библиотек может реально рассматриваться как новое направление библиотековедения. Под термином «библиотечная адвокация» (library advocacy) логично понимать деятельность по защите и продвижению интересов библиотек, повышению социального престижа профессии, то есть формированию положительного общественного имиджа. При этом основными общепринятыми принципами такой адвокации являются публичность, честность, прозрачность, открытость, бескорыстность. Она направлена на формирование у общественности понимания происходящих перемен (или необходимости перемен), позволяет управлять изменениями, поворачивать их в нужную сторону. Глубинный посыл адвокации — обосновать неопровержимую значимость (актуальность) библиотеки для современного государства, показать многогранность её потенциала и разноаспектность повседневной деятельности, убедить в правомерности расходования выделяемых бюджетных (налоговых) поступлений и привлечения внебюджетных инвестиций в рамках фандрейзинга для успешного функционирования и развития как общественного блага.

 

Понятие библиотечной адвокации пока не очень уверенно используется отечественными коллегами, но широко распространено в европейской профессиональной лексике.

В разветвлённой системе вариативных социальных коммуникаций, при интенсивных интернетизации и компьюникации общества, а также реалиях функционирования в условиях минимизации у людей свободного времени публичная библиотека обречена на изменения своих приоритетов и форм деятельности. Объективными факторами выступают изменение образа и ритма жизни людей, смешение реального и виртуального пространств, появление новых форматов профессиональной деятельности. Давно назрел переход от привычной многим библиоцентристской концепции развития большинства отечественных библиотек (предлагаем то, что имеем, и считаем это нужным/возможным/правильным) к пользовательскоориентированному обслуживанию в условиях или с помощью библиотеки как общественного пространства, созданного и содержащегося на средства налогоплательщиков, а следовательно, «подотчётного» им и адекватно реагирующего на их нужды-потребности-запросы. Недаром одна из международных акций ИФЛА называется «Библиотека — в повестке дня» и нацелена на повышение осведомлённости общества, чиновников и возможных партнёров об их важной социальной роли и значении (говоря современным языком, возможных сервисах и опциях) для так называемого местного сообщества, их популяризацию и активное лоббирование для получения поддержки и понимания перспектив развития со стороны учредителя (балансодержателя), а также благотворителей и спонсоров.

Обратим внимание, что в недавно утверждённом министром культуры Российской Федерации «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки» (31.10.2014) в качестве одного из базовых принципов закреплён учёт предпочтений пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ. При этом «услуга в библиотеке» определяется как результат её непосредственного взаимодействия с пользователем по выявлению и удовлетворению его информационных и культурно-просветительских потребностей. А «работа в библиотеке» трактуется как разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности, направленная на развитие общества.

В этой связи логично и правомерно привнести в деятельность современной общедоступной публичной библиотеки активную маркетинговую составляющую «клиентоориентированности», позиционируя себя и свои возможности не только как средство/место получения знаний и информационной навигации, но и площадку для коммуникаций, «общественную гостиную», место релаксации и интеллектуального досуга, реализации способностей и амбиций каждого, с одной стороны, а также пространство для делового пребывания и комфортного занятия «своими текущими делами», с другой стороны. То есть в системном проявлении она способна выступать трёхчастно: в качестве собственно библиотеки (в обыденном понимании, но с актуальными сервисами и ресурсами), а ещё безбарьерной площадки для межличностного общения и интеллектуального досуга (платный аналог — так называемые антикафе) и своеобразного мини-офиса в публичном пространстве (коммерческий вариант — коворкинг). В таком функциональном понимании и проявлении реально становится актуальным универсальным пространством для различных пользовательских групп.

В последние годы публичные библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место» (third place) — после дома и работы (учёбы), как доступная общественная площадка для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия, делового пребывания. Анализ успешной зарубежной и отечественной практики позволяет со всей очевидностью заключить, что она превращается в центр притяжения так называемого местного сообщества тогда, когда ориентирована в своей повседневной деятельности на решение социальных проблем населения, обеспечение самореализации разных групп пользователей, гарантирует безопасное и комфортное пребывание в своих стенах. Социальный феномен «третьего места» в том, что это реальная потребность людей — работать не в офисе и не дома; не только работать, но и обмениваться информацией с другими, знакомиться, взаимодействовать, развлекаться «наедине со всеми»...

Более образно можно констатировать, что, сохраняя и модернизируя собственно традиционные базовые библиотечные функции, общедоступная публичная библиотека всё более востребована в качестве аналога антикафе (общественного «свободного» комфортного пространства для вербальных коммуникаций), но на интеллектуальной основе, и прообраза коворкинга (в общественном месте наличие личного оборудованного рабочего пространства или отдельной зоны (лофта) для совместной работы). В данном контексте становятся особенно актуальными безбарьерность среды, удобство графика работы, адекватность (дружелюбие!) персонала, то есть пользовательская ориентация всех аспектов функционирования библиотеки. Именно «человекоориентированность» позволит активно привлекать пользователей и реально стимулирует её востребованность, а значит развитие в новых социально-культурных условиях.

Ярким примером пользовательскоориентированного обслуживания правомерно позиционировать Российскую государственную библиотеку для молодёжи. При организации обслуживания здесь всегда помнят, что человеку услуги нужны не сами по себе, а лишь в связи с его личностными потребностями в социализации, карьере, формировании имиджа, удовлетворении познавательных потребностей, для эмоциональной разгрузки. При этом он как личность хочет, чтобы его не перегружали, «не прогибали», не заставляли, не принуждали... Очень близко коллегам универсальное правило: уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься.

Сегодня люди хотят приходить в комфортные, удобные помещения, оснащённые современными коммуникационными (мобильными, виртуальными) технологиями — теми, с которыми они имеют дело во внебиблиотечной среде. С одной стороны, должна быть учтена потребность каждого иметь личное пространство, с другой — обеспечена возможность работы в группе и общения (совместного времяпрепровождения). В любом случае у пользователей должно возникать ощущение от библиотеки как от защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей их стилю жизни. И здесь задача маркетинговых технологий всё это объективировать, в том числе «уютную демократичность» пребывания (работы, релаксации, социального общения) в таком — вне стандартной схемы традиционной библиотеки и её обычного функционала — библиотечном пространстве. При этом как новый тип она будет восприниматься там, где есть комфортное место, где можно провести время как дома, но, не отвлекаясь на домашние дела, и как на работе, но занимаясь тем, что действительно интересно. В этой связи и важно адекватно переосмыслить роль и функции библиотек сегодня.

Внешними привлекательными посылами модернизации деятельности публичных библиотек выступает реорганизация пространства — выделение площадей для общественного пребывания людей, встреч и неформального общения. Нет сомнения в том, что важной составляющей продолжат быть книги, журналы, аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы и другие носители контента, а богатство, разнообразие и релевантность её документного фонда останутся ключевыми индикаторами оценки функционального потенциала. Но при этом знаниевая и информационная функции перестают быть самодавлеющими и главенствующими. На первый план выступает социально-коммуникационный аспект.

Можно выделить следующие параметры, характеризующие успешность деятельности общедоступной публичной библиотеки как «третьего места»:

  • наличие потребности местного сообщества (преимущественно городская среда);
  • доступное местоположение, удобная транспортная инфраструктура;
  • достаточные пространственные возможности;
  • привлекательные планировка и дизайн помещения, понятная навигация;
  • современные технологическое оборудование и техническое оснащение;
  • актуальные (востребованные) услуги и сопутствующий сервис;
  • удобный временной режим работы;
  • гарантированная безопасность во время пребывания на территории библиотеки;
  • доброжелательные и мотивированные на успех кадры;
  • информированность пользовательской аудитории о новых возможностях (опциях, сервисах).

В заключение подчеркнём, что будущее публичной библиотеки в её открытости для всех. В связи с этим важно создать комфортные условия и гармоничное многофункциональное (гибкое по функционалу!) технологичное пространство свободного посещения и неформального перемещения. Именно здесь — объективное проявление системной адвокации, когда пользователи (налогоплательщики) сами (по собственной охоте) приходят в библиотеки, находя и получая в ней необходимые им (и ожидаемые!) базовые и сервисные услуги, интеллектуальные продукты и выполняемые по их запросу профильные и сопутствующие работы.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024