Вход в личный кабинет        RU  EN
Российская государственная библиотека для молодежи

+7 499 922-66-77

Часы работы Как записаться Виртуальный тур Карта сайта

Публикации сотрудников РГБМ

Профессиональная идентификация специалиста

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Независимый библиотечный адвокат. — 2013. — №3. — С.7-10.

Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи

Профессия библиотекаря считается социально значимой, но непрестижной, виной чему — просчёты в культурной политике государства, низкий статус и невысокая зарплата работников, незнание людьми конкретики деятельности современного специалиста в данной сфере. В настоящее время трудиться в библиотеке сложнее, чем раньше, но и намного интереснее: необходимо владеть новейшими телекоммуникационными технологиями и быть гуманитарно продвинутым. Работая в информационных сетях, сотрудник по своим возможностям должен быть адекватен пользователям и даже навигационно превосходить их.

Библиотечные работники XXI в. проводят социологические и маркетинговые исследования, занимаются проектной деятельностью, обосновывают целесообразность конкретных социокультурных программ и отдельных мероприятий, обеспечивают координацию межличностных коммуникаций и поддерживают дизайн пользовательской среды, разрабатывают текущие функциональные организационно правовые документы. Следовательно, современные библиотечные кадры должны обладать навыками научных исследований, широким профессиональным и общим кругозором, психологическими знаниями для работы с различными группами пользователей. Большое внимание уделяют библиотеки связям с общественностью, а для этого важно умелое владение многоаспектным маркетинговым инструментарием, знание социальной и управленческой психологии. Можно констатировать, что для работы в современной, динамично развивающейся клиент-ориентированной библиотеке нужны социологи, психологи, педагоги, PR-специалисты, дизайнеры, полиграфисты, профилированные экономисты и юристы, но в первую очередь, безусловно, инновационно мыслящие и мотивированные на профессию собственно библиотекари и библиографы.

Ярко проявляется тенденция притока в библиотечную сферу специалистов с изначально непрофильным образованием или из других областей профессиональной деятельности на фоне широко распространившегося пренебрежения работой по специальности выпускников профильных вузов и колледжей. Кризис 2008—2009 гг. объективно повлиял на этот процесс. По результатам нашего конкретно-социологического эмпирического исследования «Молодёжный кадровый ресурс публичных библиотек России» (2009—2010 гг.), среди респондентов доля молодых сотрудников с непрофильным средним специальным и высшим образованием составляет свыше 60 процентов. В Москве, где находится самый крупный профильный вуз страны и многие другие тоже готовят студентов по библиотечно-информационному направлению, лишь 27 процентов работников публичных библиотек имеют высшее библиотечное образование. Увеличение числа сотрудников с непрофильным образованием отражает видимую тенденцию развития рынка труда в целом.

Плохо это или хорошо? Являются ли проблемой кадры с непрофильным образованием для отдельной библиотеки и отрасли в целом? Влияет ли такая кадровая ситуация на имидж библиотечной профессии? Кого можно считать профессионалом? Какие факторы влияют на уровень профессионализма? Что такое библиотечный профессионализм и как он проявляется? Попытаемся кратко ответить на эти непростые вопросы.

Очевидно, что каким бы ни было ресурсное и техническое состояние библиотеки, главным и решающим фактором её устойчивости и поступательного развития остаётся кадровый потенциал, профессионализм сотрудников.

К сожалению, в библиотечно-информационной сфере эта тема недостаточно объективирована и мало изучена. Не осмыслена профильная терминология. Из-за этого в публикациях часто встречаются высказывания типа «наблюдается сокращение числа профессионалов в отрасли», а подразумевается при этом малая доля сотрудников со специальным библиотечным образованием. В реальности же объём профессиональной библиотечной деятельности неуклонно расширяется, некоторые небиблиотечные специальности становятся профильными для учреждения (те же психологи, социологи, PR-специалисты, паблишеры, маркетологи, педагоги, филологи, историки, лингвисты и т. д.). Разве эти сотрудники не могут называться профессионалами на своём участке?

Нами изучено множество определений понятия «профессионал», из которых выведено в качестве рабочего наиболее простое, отражающее суть этого термина: профессионалом является тот человек, который знает собственные профессиональные возможности, систематически их развивает и действует только в рамках своей компетенции.

Термин «профессионалы» впервые появился в западной социологической литературе в середине 1960-х гг. (Дж. Миллерсон, 1964). Так он определяет представителей социального слоя, характеризующегося следующими признаками:

  1. применение профессиональных навыков, базирующихся на теоретическом знании;
  2. специальное образование и обучение этим навыкам;
  3. компетентность, подтверждённая сданными экзаменами;
  4. наличие кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность;
  5. исполнение определённых служебных обязанностей;
  6. членство в профессиональной ассоциации.

Эти же параметры используются для измерения степени приближения занятий трудовой деятельностью к категории «профессия».

Под профессионализмом в библиотечном деле нами понимается способность специалиста к достижению определённых профессиональных результатов в самых разнообразных условиях. Это свойство приобретается в процессе специальной подготовки и/или длительной самостоятельной работы. Однако уровень профессионализма определяется не только уровнем образования и опытом работы. Последние нужны для достижения определённых профессиональных результатов, но на данный процесс влияют не только эти два фактора.

Статус любого профессионала подразумевает, помимо теоретических знаний и практического опыта, наличие способностей к конкретному делу. Профессиональный сотрудник работает чётко в той сфере, в которой он компетентен. Он владеет пониманием ситуации и навыками по её изменению в нужных целях. И чем шире набор этих навыков и методов решений в сочетании с адекватным анализом, тем более профессиональным является сотрудник.

К человеку в качестве профессионала предъявляются особые требования. Как биологический индивид он должен обладать высоким уровнем общих и специальных способностей, в том числе к самообучению и к самосовершенствованию. Как личность он должен быть ответственным, с адекватной профессиональной Я-концепцией. Как субъект деятельности (что нас больше всего интересует) — обладать обстоятельными знаниями и конкретными умениями, достаточными для выполнения большинства профессиональных задач.

Не все люди могут быть профессионалами вообще и в конкретных областях деятельности. Для успешного овладения профессией, адаптации к постоянно изменяющимся условиям библиотечной среды человек должен обладать достаточным внутренним потенциалом, индивидуальным ресурсом профессионального развития (высокоразвитые общие способности, определённые специальные способности, профессиональные качества, развитый эмоциональный интеллект и т. д.). Но происходит это, конечно же, под влиянием внешней среды (социально-экономические условия, профессиональное окружение и т. п.).

Профессионализм трактуется как высший стандарт профессиональной деятельности и связывается с самореализацией в этой деятельности. Выделяют ряд признаков, отличающих профессионала от непрофессионала, актуальных и для оценки профессионализма библиотечного персонала: понимание сущностных основ профессиональной деятельности (в нашем случае — библиотечной); способность к адекватной рефлексии; умение системно прогнозировать процессы и явления, находящиеся в зоне профессионального видения; полнота комплексность) охвата предмета и умение моделировать систему профессиональной деятельности.

Профессионала в конкретной предметной области деятельности характеризуют: высокая скорость выполнения профессиональных действий с включением интуитивных процессов; новизна и оригинальность деятельности на фоне отказа от стереотипов, отсутствие психологических барьеров; непрерывность и неиссякаемость творчества; бессознательное регулирование (автоматизм) текущей профессиональной деятельности.

Перечисленные выше признаки профессионализма нуждаются в дополнении, характеризующем тот факт, что реальный сотрудник действует не изолированно, а в рамках конкретной организации — библиотеки. Сотрудника-профессионала отличает очевидная лояльность к библиотеке как месту приложения своего труда, отождествление себя с этим местом, а также с определённой профессиональной группой, то есть реальная профессиональная идентификация.

Вверх

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специальный корпоративный вебинариум «Как создать и сделать успешной библиотеку для молодёжи» Новая образность. Русская литература и искусство в контексте тенденций визуальной культуры Авторский открытый онлайн-семинар «Современные технологии в современной библиотеке» Четвертый российский молодежный библиотечный конвент Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи» Секция по библиотечному обслуживанию молодежи РБА в Facebook Молодежная секция РБА в Facebook Международная научно-методическая конференция «Формирование инновационного потенциала молодёжи и библиотека»
Мы в социальных сетях
Подписаться на рассылку
107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Телефон для справок: +7 499 922-66-77
Факс: +7 499 161-01-01
E-mail: info@rgub.ru
Оценка услуг
Филиал библиотеки — МИКЦ «Особняк В.Д. Носова»
107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Телефон для справок: +7 495 964-01-01
E-mail: mansion@rgub.ru
Яндекс.Метрика  
© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека для молодёжи», 2004—17