Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Профессиональная идентификация специалиста

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Независимый библиотечный адвокат. — 2013. — №3. — С.7-10.

Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи

Профессия библиотекаря считается социально значимой, но непрестижной, виной чему — просчёты в культурной политике государства, низкий статус и невысокая зарплата работников, незнание людьми конкретики деятельности современного специалиста в данной сфере. В настоящее время трудиться в библиотеке сложнее, чем раньше, но и намного интереснее: необходимо владеть новейшими телекоммуникационными технологиями и быть гуманитарно продвинутым. Работая в информационных сетях, сотрудник по своим возможностям должен быть адекватен пользователям и даже навигационно превосходить их.

Библиотечные работники XXI в. проводят социологические и маркетинговые исследования, занимаются проектной деятельностью, обосновывают целесообразность конкретных социокультурных программ и отдельных мероприятий, обеспечивают координацию межличностных коммуникаций и поддерживают дизайн пользовательской среды, разрабатывают текущие функциональные организационно правовые документы. Следовательно, современные библиотечные кадры должны обладать навыками научных исследований, широким профессиональным и общим кругозором, психологическими знаниями для работы с различными группами пользователей. Большое внимание уделяют библиотеки связям с общественностью, а для этого важно умелое владение многоаспектным маркетинговым инструментарием, знание социальной и управленческой психологии. Можно констатировать, что для работы в современной, динамично развивающейся клиент-ориентированной библиотеке нужны социологи, психологи, педагоги, PR-специалисты, дизайнеры, полиграфисты, профилированные экономисты и юристы, но в первую очередь, безусловно, инновационно мыслящие и мотивированные на профессию собственно библиотекари и библиографы.

Ярко проявляется тенденция притока в библиотечную сферу специалистов с изначально непрофильным образованием или из других областей профессиональной деятельности на фоне широко распространившегося пренебрежения работой по специальности выпускников профильных вузов и колледжей. Кризис 2008—2009 гг. объективно повлиял на этот процесс. По результатам нашего конкретно-социологического эмпирического исследования «Молодёжный кадровый ресурс публичных библиотек России» (2009—2010 гг.), среди респондентов доля молодых сотрудников с непрофильным средним специальным и высшим образованием составляет свыше 60 процентов. В Москве, где находится самый крупный профильный вуз страны и многие другие тоже готовят студентов по библиотечно-информационному направлению, лишь 27 процентов работников публичных библиотек имеют высшее библиотечное образование. Увеличение числа сотрудников с непрофильным образованием отражает видимую тенденцию развития рынка труда в целом.

Плохо это или хорошо? Являются ли проблемой кадры с непрофильным образованием для отдельной библиотеки и отрасли в целом? Влияет ли такая кадровая ситуация на имидж библиотечной профессии? Кого можно считать профессионалом? Какие факторы влияют на уровень профессионализма? Что такое библиотечный профессионализм и как он проявляется? Попытаемся кратко ответить на эти непростые вопросы.

Очевидно, что каким бы ни было ресурсное и техническое состояние библиотеки, главным и решающим фактором её устойчивости и поступательного развития остаётся кадровый потенциал, профессионализм сотрудников.

К сожалению, в библиотечно-информационной сфере эта тема недостаточно объективирована и мало изучена. Не осмыслена профильная терминология. Из-за этого в публикациях часто встречаются высказывания типа «наблюдается сокращение числа профессионалов в отрасли», а подразумевается при этом малая доля сотрудников со специальным библиотечным образованием. В реальности же объём профессиональной библиотечной деятельности неуклонно расширяется, некоторые небиблиотечные специальности становятся профильными для учреждения (те же психологи, социологи, PR-специалисты, паблишеры, маркетологи, педагоги, филологи, историки, лингвисты и т. д.). Разве эти сотрудники не могут называться профессионалами на своём участке?

Нами изучено множество определений понятия «профессионал», из которых выведено в качестве рабочего наиболее простое, отражающее суть этого термина: профессионалом является тот человек, который знает собственные профессиональные возможности, систематически их развивает и действует только в рамках своей компетенции.

Термин «профессионалы» впервые появился в западной социологической литературе в середине 1960-х гг. (Дж. Миллерсон, 1964). Так он определяет представителей социального слоя, характеризующегося следующими признаками:

  1. применение профессиональных навыков, базирующихся на теоретическом знании;
  2. специальное образование и обучение этим навыкам;
  3. компетентность, подтверждённая сданными экзаменами;
  4. наличие кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность;
  5. исполнение определённых служебных обязанностей;
  6. членство в профессиональной ассоциации.

Эти же параметры используются для измерения степени приближения занятий трудовой деятельностью к категории «профессия».

Под профессионализмом в библиотечном деле нами понимается способность специалиста к достижению определённых профессиональных результатов в самых разнообразных условиях. Это свойство приобретается в процессе специальной подготовки и/или длительной самостоятельной работы. Однако уровень профессионализма определяется не только уровнем образования и опытом работы. Последние нужны для достижения определённых профессиональных результатов, но на данный процесс влияют не только эти два фактора.

Статус любого профессионала подразумевает, помимо теоретических знаний и практического опыта, наличие способностей к конкретному делу. Профессиональный сотрудник работает чётко в той сфере, в которой он компетентен. Он владеет пониманием ситуации и навыками по её изменению в нужных целях. И чем шире набор этих навыков и методов решений в сочетании с адекватным анализом, тем более профессиональным является сотрудник.

К человеку в качестве профессионала предъявляются особые требования. Как биологический индивид он должен обладать высоким уровнем общих и специальных способностей, в том числе к самообучению и к самосовершенствованию. Как личность он должен быть ответственным, с адекватной профессиональной Я-концепцией. Как субъект деятельности (что нас больше всего интересует) — обладать обстоятельными знаниями и конкретными умениями, достаточными для выполнения большинства профессиональных задач.

Не все люди могут быть профессионалами вообще и в конкретных областях деятельности. Для успешного овладения профессией, адаптации к постоянно изменяющимся условиям библиотечной среды человек должен обладать достаточным внутренним потенциалом, индивидуальным ресурсом профессионального развития (высокоразвитые общие способности, определённые специальные способности, профессиональные качества, развитый эмоциональный интеллект и т. д.). Но происходит это, конечно же, под влиянием внешней среды (социально-экономические условия, профессиональное окружение и т. п.).

Профессионализм трактуется как высший стандарт профессиональной деятельности и связывается с самореализацией в этой деятельности. Выделяют ряд признаков, отличающих профессионала от непрофессионала, актуальных и для оценки профессионализма библиотечного персонала: понимание сущностных основ профессиональной деятельности (в нашем случае — библиотечной); способность к адекватной рефлексии; умение системно прогнозировать процессы и явления, находящиеся в зоне профессионального видения; полнота комплексность) охвата предмета и умение моделировать систему профессиональной деятельности.

Профессионала в конкретной предметной области деятельности характеризуют: высокая скорость выполнения профессиональных действий с включением интуитивных процессов; новизна и оригинальность деятельности на фоне отказа от стереотипов, отсутствие психологических барьеров; непрерывность и неиссякаемость творчества; бессознательное регулирование (автоматизм) текущей профессиональной деятельности.

Перечисленные выше признаки профессионализма нуждаются в дополнении, характеризующем тот факт, что реальный сотрудник действует не изолированно, а в рамках конкретной организации — библиотеки. Сотрудника-профессионала отличает очевидная лояльность к библиотеке как месту приложения своего труда, отождествление себя с этим местом, а также с определённой профессиональной группой, то есть реальная профессиональная идентификация.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024