Вход в личный кабинет         RU  EN

История библиотеки

Юношеский филиал

Автор: Жиляева Л.П., Травкина И.Г.

Издание: Государственная публичная историческая библиотека: сб. ст.: из опыта работы за 20 лет / М-во культуры РСФСР; Гос. публич. ист. б-ка. — М.: [Б.и.], 1958. — с.219-229

Л.П. ЖИЛЯЕВА,
зав. юношеским филиалом Государственной публичной исторической библиотеки

И.Г. ТРАВКИНА,
главный библиотекарь Государственной публичной исторической библиотеки

Прошло 20 лет с того дня, когда на Красной площади в здании Исторического музея открылся юношеский филиал Исторической библиотеки. Это было большим событием в строительстве наших культурных учреждений. Филиал Исторической библиотеки был первым опытом организации юношеского зала при специализированной научной библиотеке. Лишь позднее открылся детский читальный зал при библиотеке имени Ленина.

Основная задача юношеского филиала — это коммунистическое воспитание советской молодежи. М. И. Калинин говорил: «Коммунистические принципы... это принципы высоко образованного, честного, передового человека, это любовь к социалистической родине, дружба, мужественность, гуманность, честность, любовь к социалистическому труду». Проведение в жизнь этих принципов, воспитание их в нашей молодежи — цель нашей работы.

Специфическая особенность нашей библиотеки заключается в том, что мы представляем собой специализированную юношескую библиотеку; отсюда вытекают некоторые особенности нашей работы. Мы работаем, в основном, с политической литературой, с книгами по истории, по искусству, по истории литературы, с художественной литературой. Основное направление нашей работы — политическое, разностороннее, гуманитарное и эстетическое воспитание наших читателей. Пропагандируя, прежде всего, политическую литературу, мы хотим, чтобы наши читатели стали активными строителями коммунистического общества, борцами за дело мира, за победу социализма во всем мире. Пропагандируя книги по истории нашей Родины, по всеобщей истории, мы не ставим перед собой задачу сделать всех наших читателей в будущем специалистами-историками, а исходим из убеждения, что знание истории необходимо для правильного восприятия действительности, для воспитания чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, для развития общей культуры молодого человека. Пропагандируя книги о коммунистической морали, по искусству, по истории литературы, художественную литературу, мы стремимся воспитать всесторонне развитого культурного человека, способного в будущем воспринять революционные традиции советского народа, все культурные ценности, созданные человечеством, способного понять в чем красота человеческой жизни, посвященной благу народа.

В нашем юношеском филиале 16 500 читателей. Это учащиеся 504 московских и 120 загородных школ, учащиеся ремесленных училищ, техникумов и школ рабочей молодежи.

Вся наша работа проводится в непрерывной связи с жизнью страны, с теми задачами, которые стоят перед школой в деле коммунистического воспитания молодежи. С первых дней своей работы юношеский филиал стремился установить теснейшие связи со школами и учителями-историками.

Бесконечно разнообразны интересы наших читателей. Они спрашивают книги по истории нашей Родины; о возникновении Москвы, об Иване Сусанине, о воссоединении Украины с Россией, об Отечественной войне 1812 г., о декабристах, об обороне Севастополя, о народниках и т. д. Революционное прошлое нашей страны – тема, всегда интересующая наших читателей. Им нужны книги об участниках революционных событий 1917 года, о штурме Зимнего, о крейсере «Аврора», о революционной Москве, о том, в честь каких героев названа та или иная улица Москвы и т. д. Пятиклассники одной школы просят самые интересные книги о героях гражданской войны. Им дано домашнее сочинение, и каждый пишет о своем любимом герое: о Щорсе, Лазо, Котовском, Чапаеве. Постоянно спрашиваются книги о Великой Отечественной войне. Много занимаются всеобщей историей. Ученики VI класса, члены исторического кружка, хотят послушать рассказ о книгах по древнему и современному Китаю, так как будут проводить конференцию на эту тему. Семиклассники просят подобрать материал о средневековом обряде посвящения в рыцари, о Жанне д'Арк, о творчестве Леонарда да Винчи, Рафаэля, Микельанджело, об ученых эпохи Возрождения, о Магеллане, о Колумбе и т. д. Десятиклассники, изучающие новейшую историю, спрашивают книги об общем кризисе капитализма, о Венгерской революции 1919 года, о Версальской системе, о Народном фронте во Франции, о гражданской войне в Испании, Декларацию коммунистических и рабочих партий социалистических стран.

Читатели всех классов спрашивают книги о творчестве выдающихся русских художников Репина, Перова, Васнецова, о русских путешественниках, о жизни детей и молодежи за рубежом, о борьбе за мир, о выборе профессии, книги по истории комсомола и пионерской организации, о дружбе и т. д. Во время подготовки к Всемирному фестивалю молодежи и студентов многие школы обращались с просьбой подобрать литературу о различных странах.

Старшеклассники хотят узнать о жизни молодежи на целине, о молодых строителях Братской ГЭС, просят подобрать литературу к конференции «В чем красота человека», спрашивают материал для подготовки к политинформации.

Чтобы ответить на эти разнообразные запросы необходим определенный книжный фонд. Фонд, который получил юношеский филиал в 1939 году, был рассчитан на обслуживание взрослых читателей и совершенно не соответствовал требованиям юношеского читального зала. В фонде было много немарксистской литературы, дореволюционных изданий. На книжных полках стояли такие книги как Кант «Критика чистого разума», разрозненные тома сочинений Гегеля, Шлоссер «Всемирная история». Спб., 1862, монография Шильдера об Александре I и др. Наряду с такими книгами, было много и ценной литературы, но трудной для нашего читателя. Например: Моммзен «История древнего Рима», Ранке «История Сербии по сербским источникам» и т. д.; вместе с тем почти не было литературы специально для молодежи.

Нужно было, по существу, заново создать книжный фонд, сдать ненужную литературу, укомплектовать необходимую для школьников, обеспечив достаточную экземплярность.

С 1940 по 1958 г. мы сдали 31 600 книг, а наш фонд вырос с 20000 книг в 1940 году до 40000 книг в 1958 году. Приведенные цифры говорят о полном обновлении фонда филиала. Основная трудность была связана с определением круга чтения и, соответственно этому, составления профиля комплектования.

Для создания нового книжного фонда мы систематически стали анализировать читательский спрос, отказы на книги, пробелы в фонде. В результате постоянной работы с книжным фондом у нас сложилось определенное представление о том, какие книги нам нужны и в каком количестве, был выработан постоянный профиль комплектования. Профиль комплектования мы не рассматриваем как нечто застывшее. Жизнь заставляет нас вносить в него изменения. Так, с введением курса новейшей истории в X классах нам пришлось комплектовать такие книги, которые мы или не брали совсем, или брали в небольшом количестве. В связи с политехнизацией школы мы должны были расширить наше комплектование и пополнять фонд некоторым количеством книг о полупроводниках, искусственных спутниках Земли, атомной энергии и т. д.

Чтобы, сделать книжный фонд доступным читателям необходимо было раскрыть его содержание и создать справочно-библиографический аппарат. Вначале всю библиографическую работу вели работники кафедры выдачи. При большой посещаемости (400 — 450 человек в день) обслуживать читателей на выдаче и оказывать им библиографическую помощь было трудно; это сказывалось и на обслуживании и на качестве справок. Возникла необходимость в специальном работнике-библиографе. Был создан справочно-библиографический отдел, где начали работать библиографы и консультанты по истории и литературе.

Отсутствие справочного аппарата затрудняло раскрытие книжного фонда. Выход из создавшегося положения стали искать в создании ряда рекомендательных картотек по истории и по литературе для учащихся VIII-X классов. Материал в этих картотеках соответствовал школьным программам. Они были первым шагом к созданию систематического каталога, работа над которым началась в 1948 году. В результате сложной и кропотливой работы каталог был создан на весь книжный фонд филиала, включая художественную литературу. В настоящее время систематический каталог включает 30 640 карточек и состоит из разделов: «Классики марксизма-ленинизма», «История КПСС», «ВЛКСМ и пионерская организация», «История СССР», «Всеобщая история, история отдельных стран», «История литературы», «Искусство», «География», «История науки и техники», «Педагогика», Языковедение», «Физкультура и спорт», «Художественная литература». Работая над схемами классификации мы стремились, чтобы каталог был доступен читателям школьного возраста, соответствовал задачам идейного воспитания, носил рекомендательный характер, соответствовал последним научным данным. Работая над схемами классификации по истории, мы добивались, чтобы каталог по истории был близок школьным курсам истории, а исторический материал располагался в хронологическом порядке, чтобы в каталоге были отражены тематическими рубриками все темы, изучаемые в школе, а названия рубрик отвечали научным определениям периодов истории и отдельных тем.

Наш каталог прошел проверку у читателей; они хорошо ориентируются в каталоге, постоянно обращаются к нему.

Последние два года (1956-1958) мы работали над созданием картотеки журнальных статей, которая строилась по той же схеме классификации, что и каталог. Эта картотека раскрывает читателям журнальный фонд филиала и дает им материал о важнейших политических событиях современности, которые не сразу находят отражение в книгах. Систематический каталог и картотека журнальных статей в основном завершили организацию справочно-библиографического аппарата.

Справочно-библиографический аппарат требует постоянного внимания. Жизнь выдвигает новые проблемы, новые вопросы, которые должны быть отражены новыми разделами и рубриками в каталогах и картотеках. Так, например, после исторических решений XX съезда Коммунистической партии Советского Союза в систематический каталог были введены разделы: «О возможности предотвращения войны в нашу эпоху», «О мирном сосуществовании»; сейчас поставлены рубрики «Вопрос о создании безатомной зоны в Европе» и другие.

Справочно-библиографический отдел располагает большим количеством различных тематических картотек и библиографических списков литературы. Читатели постоянно обращаются к картотекам художественной исторической литературы по истории СССР, по истории Москвы, но истории литературы.

При подготовке к крупным юбилейным датам библиографический отдел обычно предупреждает массовый спрос, заранее готовя рекомендательные картотеки и списки литературы. Так, готовясь к 800-летнему юбилею г. Москвы, мы сделали картотеку «Москва», которая включала не только научно-популярную, но и художественную литературу. Эта картотека вошла в справочный фонд филиала и сейчас, обновленная и переработанная, широко используется читателями.

В период подготовки и проведения 50-летия первой русской революции и 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции были созданы аннотированные картотеки и печатные списки литературы. Печатные списки литературы «Что читать учащимся VIII-X классов о первой русской революции» и «Что читать учащимся VIII-X классов о Великой Октябрьской социалистической революции» были своевременно изданы и помогли массовым библиотекам в их работе.

Подготовка к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве вызвала огромный интерес к литературе о разных странах. Учащиеся делали доклады, совершали «путешествия» по странам и городам, спрашивали литературу об экономике стран, быте, культуре, жизни молодежи за рубежом. Справочно-библиографический отдел подготовил списки литературы об отдельных странах и картотеку «Навстречу Фестивалю». В картотеку включили литературу о предыдущих фестивалях и о подготовке к VI фестивалю.

Оканчивающие школу размышляют о своем будущем, о выборе профессии. Картотека «Кем быть» предлагает читателям книги, в которых они могут прочитать о целом ряде профессий. В картотеке есть специальный раздел «С аттестатом зрелости на производство», рубрики о профессии металлурга, горняка, металлиста, строителя и т. д.

Располагая хорошо налаженным справочно-библиографическим аппаратом, состоящим из алфавитного и систематического каталогов, картотеки журнальных статей, разнообразных рекомендательных картотек и списков, библиограф теперь имеет возможность и время для углубленной работы над сложными справками, над составлением новых картотек и списков, для индивидуальной работы с читателем.

Все читатели, приходящие в наш читальный зал, обращаются за литературой в справочно-библиографический отдел. В основе всей рекомендательной работы библиографа лежит индивидуальная беседа с читателем. Роль библиографа в осуществлении воспитательных задач чрезвычайно велика. При любом запросе читателя, а круг этих запросов очень разнообразен, библиограф стремится рекомендовать книги, способствующие политическому росту читателей, повышению их культуры, духовно обогащающие их.

Беседуя с читателем, библиограф выясняет уровень его подготовки, его интересы, начитанность, помогает ему осмыслить тему, разобраться в книге.

В качестве примера можно привести работу с читателем над темой сочинения «В жизни всегда есть место подвигу». Библиограф провел с учащимся продолжительную беседу. Он при этом подчеркнул, Что при раскрытии «свободной» темы лучше всего выразить свои мысли, свои представления о жизни, о героизме. Подвиг совершает и врач, испытывающий на себе вакцину, и герой, закрывший своим телом амбразуру дзота, и геолог, с риском для жизни спасающий своего товарища, и комсомолец, мужественно борющийся со всеми трудностями при освоении целинных и залежных земель. Библиограф отметил, что на протяжении длительной истории человеческого общества всегда совершались подвиги, что можно написать и о Прометее, похитившем огонь для людей и наказанном за это богами, и о героической жизни Бетховена, но что особенно большой героизм проявляли борцы за освобождение человечества, что массовый героизм свойственен особенно человеку нового социалистического общества. Читатель должен взять тему, которая ему близка, взять примеры из жизни или из литературы, которые его волнуют и восхищают, он может отразить в сочинении свои мысли и размышления о природе подвига. Может быть, он захочет написать о том, какие черты характера должны быть воспитаны в человеке, чтобы он мог стать героем.

После такой беседы читатель обычно подбирает книги уже определенной, им самим выбранной тематики, у него возник интерес к работе над сочинением, он возьмет теперь книги не для того, чтобы переписать общие положения, а для того, чтобы найти в них практический материал для выражения своих мыслей.

Ученица X класса обратилась к библиографу с просьбой подобрать ей литературу для сочинения на тему «За что я люблю Маяковского»; она просила назвать книги общего характера о Маяковском, о его патриотизме, о мировом значении его творчества. На вопрос библиографа — любит ли она Маяковского — ответила, что не любит, потому что он очень груб и непонятно пишет, но, поскольку тема дана и другого выбора нет, приходится писать. Стало ясно, что ограничиться только рекомендацией книг нельзя, потому что читательница перепишет чужие мысли. Библиограф долго беседовал с девушкой. Нужно было пробудить в ней интерес к Маяковскому, человеку и поэту, показать, насколько ложно ее представление о его грубости и непонятности. Вместе они прочли отрывки из книги Л. Кассиля «Маяковский-сам», взяли несколько писем Маяковского к любимой, приведенных в книге Катаняна «Маяковский. Литературная хроника». Письма эти очень лиричны. Написанные с хорошим юмором, они открыли читательнице совершенно незнакомую ей сторону души Маяковского и опровергли представление о его грубости. Прочитанный вместе отрывок из статьи Маяковского «Как делать стихи» показал ученице огромный талант и добросовестность Маяковского, показал, что он сознательно отказывался от «легких» рифм, искал рифму всегда новую, всегда неожиданную, которая запечатлевалась в сознании навсегда. Вместе прочитали особенно яркие строки из отдельных стихотворений Маяковского, обращая внимание не только на замечательные рифмы, но и на удивительные образы в его стихах. Было бы слишком смело утверждать, что в результате такой беседы читательница полюбила Маяковского, но, вне всякого сомнения, было ясно, что ее заинтересовали новые черты характера Маяковского и его творчества, о которых раньше она не имела представления, что возникший интерес — первый шаг к новым чувствам.

Приведенные примеры показывают, какие возможности имеет библиограф для того, чтобы с помощью книг направлять развитие человека.

На кафедре выдачи библиотекарь, непосредственно встречаясь с читателем, ведет большую воспитательную работу. В первые годы условия работы были трудными: фонд был размещен неудобно, на кафедре работали только пять библиотекарей, которые должны были и выдавать и расставлять книги; читатели младшего и старшего возраста обслуживались вместе. Теснота на кафедре выдачи не давала возможности нормально работать. Со временем условия работы постепенно улучшались. Для учащихся V-VII классов была организована специальная кафедра, выделены квалифицированные библиотекари, так как читатели этого возраста нуждаются в особом внимании.

Перестройка кафедры выдачи дала возможность организовать дифференцированное обслуживание учащихся всех классов. Специальные работники стали расставлять книги, что значительно улучшило качество расстановки и разгрузило библиотекаря. Переоборудование книгохранения, приближение ходовых книг к месту выдачи, изменение системы расстановки в ряде отделов — дало возможность работникам лучше и быстрее обслуживать читателей.

Улучшение организации работы на кафедре выдачи освободило время библиотекарей. Они получили возможность уделять больше внимания читателям, вести с ними беседы о прочитанных книгах, рекомендовать литературу по темам, следить за их чтением. Работа с читателями требует от библиотекаря большой подготовки к выдаче. Библиотекари должны хорошо знать фонд.

Работники выдачи изучают и анализируют читательский спрос. Результаты этого изучения помогают им осмыслить работу, дают представление о том, с какими книгами надо больше работать, у каких читателей слишком ограниченный круг чтения, какие ошибки мы допускаем, рекомендуя книги, недоступные данному возрасту.

Работники выдачи постоянно проводят обсуждения книг и обзоры новой литературы. На обсуждениях и обзорах определяется на какой возраст рассчитана та или иная книга, оцениваются ее художественные достоинства, ее увлекательность, ее познавательное и идейное значение.

Участие во всех массовых мероприятиях, в проведении обзоров, бесед, в работе над картотеками, в организации выставок помогает работникам кафедры выдачи глубже узнать фонд, лучше изучить интересы читателей, особенности их восприятия.

Руководство чтением на кафедре V-VII классов осуществляется в разнообразных и многочисленных формах. Это, прежде всего, индивидуальная беседа с читателем: выявление вкусов и склонностей, рекомендация книги, разговор о прочитанном; это — субботние вечера с чтением мифов, сказок, с рассказом о новых книгах, с разговором по душам; это — многочисленные картотеки художественной литературы на темы: «Что читать по древней и средневековой истории», «Книги о путешествиях и путешественниках», «Юным любителям природы», «Книги о школе», «Научно-фантастическая литература» и другие.

Повседневная работа с читателем на выдаче может быть очень эффективна. В читательском формуляре шестиклассника Дудника были только книги о шпионах. Из беседы библиотекаря с ним выяснилось, что он очень любит читать о «героических делах». Библиотекарь порекомендовал взять книги Линькова «Капитан старой черепахи», Медведева «Это было под Ровно», Збанацкого «Лесная красавица» и «Тайна Соколиного бора», затем посоветовал ему прочитать Гардони «Звезды Эгера», Джованьоли «Спартак», Смирнова «Герои Эллады», Гомера «Одиссея». Начав с легкого, чисто развлекательного чтения, он перешел к чтению художественно-исторической литературы.

Обзоры литературы и беседы о книгах, выставки, читательские конференции, вечера, встречи с писателями, обсуждения книг, лекции — все эти массовые мероприятия помогают нам вести воспитательную работу среди молодежи.

Тематика наших массовых мероприятий чрезвычайно разнообразна. Вместе со всей страной мы принимаем участие в праздновании крупных юбилеев, используя наши, библиотечные формы работы. Мы широко отмечали 800-летие Москвы, 100-летие обороны Севастополя, 50-летие первой русской революции, 40-летие Великой Октябрьской революции, 40-летие Советской Армии, 40-летие комсомола.

Мы организуем выставки, читательские конференции, лекции на исторические темы. Конференция к 100-летию Манифеста Коммунистической партии раскрыла перед ее участниками духовную красоту вождей мирового пролетариата; конференция о декабристах познакомила участников конференции с материалами и документами, новыми для них; на лекциях по культуре древнего мира для пятиклассников демонстрировались диапозитивы, которые помогли им образно представить эпоху.

В присутствии писателя Никитина наши читатели обсудили достоинства и недостатки его исторического романа «Северная Аврора». Много читателей слушало лекцию «Образ В. И. Ленина в советской художественной литературе». Нельзя было не отозваться на такое важное событие в жизни школы, как переход на совместное обучение, когда особенно остро встали вопросы создания школьного коллектива. Конференция, посвященная дружбе и любви, вызвала огромный интерес наших читателей. Обсуждение книги Медведева «Сильные духом» и встреча с ее героями усилили интерес читателей к истории Великой Отечественной войны. Вечер, посвященный итальянскому писателю-коммунисту Джанни Родари, познакомил ребят не только с творчеством этого замечательного поэта, но и расширил их представления о жизни трудящихся в Италии. Подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов вызвала к жизни ряд самых разнообразных массовых мероприятий. Возросший, в связи с запуском советских искусственных спутников Земли, интерес к советским достижениям в науке и технике мы удовлетворили, организовав специальную лекцию о спутниках.

Готовя вечера, конференции, беседы о книгах, выставки, мы искали для каждого вечера новые, яркие, способствующие полному раскрытию темы, формы.

При обсуждении книги непосредственная встреча читателей с писателями, с героями книг, с людьми, близко знавшими их, всегда волнует ребят, помогает им глубже прочувствовать жизнь героя книги и описываемые события. При обсуждении книги Медведева «Сильные духом» участников конференции взволновала встреча с ее героями. Выступления подпольщика Соловьева, врача партизанского отряда Цесарского нашли глубокий отклик у наших читателей.

Долго не отпускали Тимура Гайдара и писателя Емельянова читатели, присутствовавшие на конференции, посвященной творчеству А. П. Гайдара. Из рассказа об отдельных веселых и героических случаях жизни А. П. Гайдара, о его привычках и поступках вырастал образ замечательного детского писателя, человека-героя, страстного борца за коммунизм.

На вечере, посвященном итальянскому писателю Джанни Родари, Л. Кассиль очень задушевно рассказывал о Родари, описывал его так ярко, что присутствующим казалось, что они сами были свидетелями того, как Родари писал своего Чипполино, находясь по заданию партии на временном иждивении у крестьянина-коммуниста, внимательно следившего за тем, как идет работа, и не «ленится» ли писатель. На этом же вечере школьники в самодельных, красочных костюмах разыграли сцены из повести «Приключения Чипполино». Это вызвало праздничное настроение у присутствующих. Вечер надолго останется в памяти его участников.

Совершенно новые формы работы вызвала к жизни подготовка к фестивалю. Многие ребята прослушали цикл лекций «Путешествия по странам». Люди, побывавшие за границей, рассказывали нашим читателям о быте, нравах и обычаях, показывали вещи, характеризующие культуру разных стран. На книжных выставках выставлялись книги по истории, географии, культуре отдельных государств мира, демонстрировались флаги, гербы. Постоянным вниманием читателей пользовалась выставка «Навстречу фестивалю» с разделами «Как разводить голубей», «Сувениры сделай сам», «Цветы к фестивалю». В настоящий праздник вылился вечер, посвященный фестивалю, совершенно новый для нас по стилю, который назывался «Устный выпуск газеты «Московский комсомолец». Серьезный разговор о роли молодежи в борьбе за мир, об организационных вопросах подготовки к фестивалю сменялся показом танцев и песен народов СССР и зарубежных стран, демонстрацией костюмов, сувениров, выступлениями школьников с детской технической станции, порадовавших всех механическим колобком и рассказом о «Роботе».

При проведении юбилеев 50-летия первой русской революции и 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции мы подготовили справочный аппарат, создали специальные картотеки, списки литературы, организовали тематические выставки, проводили пропаганду книг на кафедре выдачи, подготовили беседы и обзоры, вечера.

Вечер, посвященный революции 1905 года, вел опытный педагог, кандидат исторических наук А. Мельников. Впервые услышали читатели на вечере сатиру 1905 года, подобранную из малоизвестных источников заслуженной учительницей РСФСР Е. М. Бердниковой.

Вечер «Что рассказывают книги о Великом Октябре» строился не так, как вечер о революции 1905 года. Вечер вели сами учащиеся десяти московских школ. Они были и ведущими, и докладчиками, и артистами. Эмоциональные отрывки из воспоминаний, документов, художественной литературы воссоздали основные события революции.

На протяжении всех лет наш филиал был связан со школами. На методических объединениях учителей-историков мы проводили обзоры, доклады о работе с исторической книгой, учащимся в школах рассказывали об исторических книгах. В последние годы наши связи со школой укрепились и расширились. Если раньше мы предлагали школам нашу помощь, то сейчас все чаще школы обращаются к нам задолго до праздников. В юбилейные дни мы провели в целом ряде школ беседы о книгах во всех классах, начиная с пятого. Наши беседы и обзоры в эти дни приняли массовый характер — их прослушало около 3 000 человек.

Решения XX съезда КПСС требуют от нас особой активности в пропаганде книг о борьбе за мир, успехах социалистического лагеря, о развитии национально-освободительного движения на современном этапе, об общем кризисе капитализма, о борьбе против идейных врагов марксизма-ленинизма. С введением в школьную программу курса новейшей истории мы просмотрели в фонде литературу, выделили наиболее подходящие книги, восполнили пробелы фонда, составили картотеку по новейшей истории, организовали выставку материалов, посвященных Декларации коммунистических и рабочих партий социалистических стран.

Имея в своем распоряжении богатый и разнообразный фонд мы, вместе с тем, часто сталкиваемся с отсутствием литературы, написанной специально для детей.

Мы неоднократно обращались к писателям и издательствам с конкретными предложениями, говорили о необходимости издания политической, научно-популярной, исторической литературы для юношества, ставили вопрос о своевременности выхода в свет юбилейных изданий. В последнее время наши потребности в какой-то мере были удовлетворены. Мы получили ряд интересных книг для детей о революции 1905 года, об Октябрьской революции, о важнейших исторических событиях, по вопросам современности, но в целом, проблема издания этой литературы еще не разрешена.

Мы надеемся, что издательство «Молодая гвардия» и Детгиз всерьез займутся ликвидацией существующих пробелов в литературе для детей и юношества.

В течение всей нашей 20-летней работы мы искали наиболее эффективные средства пропаганды книги. Используя уже проверенные формы, мы постоянно ищем новые методы раскрытия перед читателями того замечательного богатства, которое находится в нашем распоряжении.


 

Из фонда Государственной публичной исторической библиотеки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024